"Эхо Москвы" и "окно Овертона"

«Эхо Москвы» отличилось очередным опросом. О том, что его аудитория думает о предложении отказаться от термина «Великая Отечественная война» в пользу войны Второй мировой.

Про то, что Великая Отечественная началась позже Второй мировой и окончилась раньше, знали все советские школьники. Это уже не говоря о том, что в любой библиотеке можно найти 12-томную «Историю Второй мировой войны». Однако вопрос был задан; голоса разделились примерно поровну.

При всей внешней безграмотности опрос отнюдь не глуп, как может показаться. Так же, как не был глуп вопрос на «Дожде»: «А не стоило ли сдать Ленинград во избежание…»

Бред? Нет, не бред. Это технология психологической войны, «окно Овертона» в действии – целенаправленное подведение части населения к мысли о приемлемости и желательности того, что совсем недавно казалось немыслимым.

«Овертон-технология» начинается с малого и невинного. Например, с подсчёта потерь СССР в войне. Они были велики, но всё-таки гораздо меньше тех абсурдных 30 миллионов, к которым мы уже «привыкли». Потом следуют рассуждения о «цене победы» (тут даже и комментарии не нужны, на «Эхе» даже специальный цикл передач так называется). Потом потихоньку объект воздействия подводят к мысли о том, что коль цена победы столь велика, то не лучше ли было бы такую победу вовсе не одерживать? А чо? Пили бы баварское…

Вот только один раз такой подход к российской аудитории уже того… не получился. То есть к стадии «пития баварского» народ уже подвели, но потом что-то пошло не так, и сейчас за это «баварское» можно в простой компании и по физиономии схлопотать.

Но это именно в простой компании. А вот среди публики «интеллектуально продвинутой» всё уже несколько иначе обстоит – почти половина из них уже готовы Великую Отечественную отменить.
«Окно Овертона» опять приоткрылось. Может ещё и не всё окно, а только форточка, но второй заход по «развенчиванию мифов» уже налицо.

Первое «питие баварского» набило оскомину именно потому, что транслировалось сразу на всех. А это неправильно, не по-овертонски.

Главное – сначала 10% «продвинутых» обработать, а дальше само пойдёт; вот это научный подход. Причём, обработать так, чтоб обратно уже ни-ни…

Возможно ли такое? Да.

Разумеется, такие интернет-голосовалки к нормальной социологии отношения не имеют, поскольку дают срез мнения не всего общества, а только очень специфической его части, патологически-либеральной тусовки, слушающей «Эхо Москвы» и… что ещё делающей?

Это вопрос любопытный, особенно в свете недавнего скандала с участием твиттописателя Плющева, главреда Венедиктова и директора «Газпром-медиа» Михаила Лесина. Последний в сердцах выговорил Венедиктову, что финансовая успешность «Эха» - миф, и основную аудиторию станции составляет публика в возрасте 55+.

О том, что Лесин прав, косвенно свидетельствует и характер рекламы на «Эхе». Её основу составляют разного рода «медицинские» передачи, расхваливающие то чудодейственный прибор от всех болезней сразу, то таблетки для усиления потенции. А до сорока лет граждане мужского пола о таких проблемах, как правило, не думают...

Но если у радио такая «целевая аудитория», то почему у этой аудитории такие пристастия? Ведь те, кому сейчас за 55 родились в 1950-1960 годах, ходили в советскую школу, обзаводились семьями в 1980-х, на своей шкуре прочувствовали прелести 1990-х, снова встали на ноги в «тучные нулевые», лекарствами стали интересоваться в десятые… Их личный жизненный опыт должен вроде бы подсказывать, что верить либералам нельзя ни на грош, а слушать их – только время терять.

Однако слушают. И даже поддерживают. С чего бы это?

А с того, что на жизнь нынешних «молодых пенсионеров» пришлось не только советское детство, но ещё и перестроечная юность, во времена которой многие из них с упоением вдохнули «воздух свободы»: читали ранее запретные книги, с удовольствием слушали ранее осуждаемую музыку, а то и на демократические митинги ходили. Некоторые, возможно, в 1991 году даже у Белого Дома постояли…

Дальше как в анекдоте:

- Дедушка, когда лучше всего жить было?

- При Сталине, меня тогда бабы любили...

Точно так же, наверно, ветераны наполеоновских войн вспоминали о временах императора. Так старый седой экс-хунвэйбин может вспоминать о славных временах «культурной революции», а какой-нибудь парижский пенсионер – о «красном мае» 1968-го…

И это никому не в укор. Участие в «больших событиях» в молодости – это такой опыт, что остается на всю жизнь и просто так не пересматривается. Даже недавние участники «майдана», своими глазами видя, куда они своим молодым задором столкнули страну в пропасть, всё равно гордятся: были вместе, было хорошо, было…

Ну, да ладно, не о том речь, что было, а о том, что есть.

А есть в нашей стране (особенно в столицах) довольно большой слой людей, сформировавшихся во время «бури и натиска» и тогда же усвоивших тот образ мышления, который, собственно, и получил в среде ехидных блогеров название «эхомосковского». И этот стиль мышления уже никуда не денется. Это многомиллионные массы «молчаливого большинства», столкнувшись с реалиями 1990-х, смогли понять, что поборники гласности и «страшной правды» им нагло врали – и стали относиться к ним адекватно.

А вот крикливо-«креативное» меньшинство не может вот так просто признать, что «нас обманули», поскольку оно и само себя обманывало, причем, активно – и словом, и делом. А сказать про себя «мы сами виноваты, мы…» Нет, это совершенно невозможно. «Окно Овертона» для них уже закрылось… только за спиной.

И что же теперь с ними делать? Да ничего особенного. Просто оставить их один на один с суровой реальностью, в которой на рекламе таблеток и трансляции песен бардов-пенсионеров долго не протянешь. «Эхо», скорее всего, переформатируется. Причём, до того, как сумеет промыть мозги новым «овертоновцам». А в идеале было бы неплохо перенастроить это радио на открытие «окна Овертона» в обратном направлении.

Да и не гуманно, в конце концов, «большому» СМИ так долго паразитировать на заблуждениях тех, кому оно же, по большому счёту, своими усилиями жизнь и сломало…