Белорусы оплачивают из своего кармана экспорт продовольствия в РФ

На модерации Отложенный

Что дает белорусам экспорт продовольствия? Экономист с 50-летним опытом, бывший советник министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси, а ныне пенсионер Казимир Романовский делится своими переживаниями на этот счет.

Последние месяцы вокруг поставок белорусской мясо-молочной продукции в Россию развиваются драматические события. Это политика или экономика, пока не ясно. Так как в процесс включилась "тяжелая артиллерия", видимо, в ближайшее время истинные причины остановки поставок будут установлены, а виновные понесут наказание.

Однако меня, экономиста с 50-летним опытом, волнует не это. Меня тревожит экономическая сторона экспорта молока и мяса, сложившаяся в нашей стране. Мировой рынок этой продукции и цены на нем крайне неустойчивы. Приоритет тут за странами в которых условия производства лучше или государственная поддержка выше. Наша страна, к сожалению, к таким не относится и является неконкурентоспособной в этом сегменте.

Фото: Reuters

В текущем году мировой рынок молока и мяса перенасыщен, поэтому резко снизилась стоимость особенно молочной продукции. Возьмем цены компании Fonterra – главного законодателя цен на молочные продукты на мировом рынке. По сравнению с декабрем 2013 года цены на сухое обезжиренное молоко снизились в 2 раза до $2,4 за кг, сухое цельное молоко – в 2,2 раза до $2,22, масло 82% – на 30% до $2,85, сыр "Чеддер" – на 34% до $3,02.

По оценкам специалистов, рынок молока и мяса может измениться, но не раньше, чем через полгода, и неизвестно еще в какую сторону. Но падение мировых цен, а также курса российского рубля уже привело к огромным потерям экспортной выручки белорусских сельхозпроизводителей.

На сайте Минсельхозпрода Беларуси опубликованы рекомендуемые минимальные экспортные цены с 3 декабря этого года на ряд продуктов, в том числе: говядину охлажденную – $3,49-4,07, замороженную – $3,39-3,88, сухое цельное молоко – $2,71, сухое цельное молоко – $3,20, сыры 45-50% жирности – $4,65-4,75, масло 72-82% жирности – $3,59-4,07. И это при условии, что белорусская продукция поставляется без ввозных пошлин. На сайте Белстата обнаружил, что средняя цена реализованных на экспорт 700 млн яиц составила $0,67 за десяток. То есть, наши экспортные цены близки к мировым. Не знаю, как будет в этом году, но мне кажется, что эти цены не покрывают затраты на производство продукции.



Теперь давайте посмотрим, по каким ценам мы покупаем эту продукцию в магазинах.

Например, килограмм масла и сыров уже в пределах 9-10 долларов, десяток яиц приблизился к двум долларам. То есть цена на собственном рынке превышает экспортную по маслу в 2,6 раза, по сырам – 2 раза, по яйцу – в три раза. Откуда такая разница? Следует предполагать, что повышением цен на внутреннем рынке, за счет собственного потребителя мы субсидируем экспорт. И это не считая того, что на поддержку сельхозпроизводителей, в том числе и экспорта ежегодно направляется 1,5 млрд долларов, не говоря уже о десятках триллионов невозвращаемых кредитов. Зачем нам это нужно? Почему, получая огромные убытки от экспорта молока и мяса, тратя огромные средства из бюджета, мы стараемся его наращивать? Мы завели наших крестьян в такие дебри с кредитами и лизингом, что расхлебывать будет не одно поколение.

Второй вопрос. Россия потребляет более 8 млн тонн мяса и 38 млн тонн молока (из баланса продовольствия Союзного государства на 2014 год). Наш вклад в российский рынок: 3,5 млн тонн молока и около 350 тысяч тонн мяса и мясопродуктов.  Как видите, молока мы поставляем 9% от потребляемого, мяса 4%. То есть объемы белорусской продукции существенные, но не определяющие. Тем более, в 2014 году для российских импортеров на других рынках сложились более выгодные цены, чем предлагают белорусские производители.

Кроме того, от импорта белорусской продукции российский бюджет недополучает ежегодно более 0,5 млрд долларов в виде ввозных пошлин, что весьма существенно, потому что российские производители теряют господдержку на эту сумму (потери рассчитаны на основании общей суммы экспорта молока и мяса – примерно 3,5 млрд долларов – и среднего размера пошлины в 15%, но сумма может быть и больше).

Но это еще не все. Освобождение от ввозных пошлин белорусских производителей позволяет им выходить победителями в конкуренции с российскими коллегами и вытеснять их с собственного рынка. По этому поводу неоднократно выступали российские специалисты и чиновники, и их нужно тоже понять. Понять, что России невыгодно покупать белорусское продовольствие. И эти "бодания", которые существуют на рынке не один год и далее будут происходить регулярно, а белорусские производители будут нести потери.

Фото: Reuters

Надеюсь, найдутся добросовестные ученые и специалисты, которые правильно оценят нынешнюю негодную и сформулируют будущую политику в области экспорта продовольствия и доложат об этом, куда положено. Иначе в ближайшее время такие потери могут привести к деградации экономики страны в целом.