Госмиллиардеры с протянутой рукой

На модерации Отложенный

На днях журнал Форбс опубликовал рейтинг доходов российских топ-менеджеров. Возглавлявший ранее данный список Игорь Сечин в этом году из соревнования был исключён ввиду судебных разбирательств между деловым изданием и главой Роснефти. Так что, теперь Форбс назвал лидером по доходам президента ВТБ Андрея Костина, заработавшего за 2013 год 37 миллионов долларов. То бишь, председатель правления банка получал чуть больше трёх миллионов долларов ежемесячно или рублей, но ежедневно. Трудно не проникнуться классовой ненавистью, читая подобные отчёты, особенно если сам вкалываешь на заводе в какой-нибудь Сызрани за восемь тысяч рублей оклада.

Топ-менеджеры получают много везде. К примеру, самый хорошо зарабатывающий по итогам 2013 года американский управленец Энтони Петрелло получил 68,3 миллиона долларов. Доходы Костина скромнее почти вдвое. Однако, если посмотреть на разрыв между средним окладом по стране и зарплатой высшего руководства компаний, то по этому показателю Россия, увы, цитадель демократии обойдёт играючи. В 2013 году россияне получали, в среднем, 900 долларов в месяц, в США людям платили 4300 долларов. То есть, самый оплачиваемый американский управленец в 2013 году зарабатывал в 1324 раза больше среднего американского же работника. Доходы же Андрея Костина превысили средние по стране в 3426 раз.

Вообще, считать чужие деньги — последнее дело, а зависть — не самое достойное чувство. И, по большому счёту, должно быть плевать, сколько там кто зарабатывает. Тем более, если учесть, что на любом управленце всегда лежит много больше ответственности, чем на рядовом сотруднике того же предприятия. В конце концов, именно от грамотных действий топ-менеджеров зависят доходы компании, из которых этим самым сотрудникам и платят зарплату. И если бы речь шла исключительно о частных конторах, у меня бы вообще не возникло никаких вопросов. Там всё предельно понятно: есть, к примеру, президент компании, он получает какие-то баснословные деньги за то, что обеспечивает ей прибыль. Если владельцы прибылью недовольны, они этого топ-менеджера гонят поганой метлой. Однако, в рейтинге Форбс верхние строчки занимают управленцы компаний, солидные доли которых принадлежат государству. То бишь, их работодатели — по сути, мы с вами. И гнать метлой или предъявлять претензии к зарплате этих менеджеров — наше общее право.

Огромные оклады и колоссальные премии руководителей госкомпаний нам пытаются объяснить двумя факторами. Во-первых, они должны соответствовать рынку. То есть, если генеральной директор частной компании получает золотые горы, то и в государственной нужно платить не меньше — иначе никто на такую работу не пойдёт. Во-вторых, баснословные зарплаты, якобы, снижают у высших менеджеров желание повысить собственный доход коррупционным путём.

Что ж, смириться с этим можно, была бы отдача. Однако, управленческие достижения многих топ-менеджеров приводят лишь к тому, что государство вынуждено снова и снова тратиться, чтобы компании, которыми те руководят, худо-бедно оставались на плаву. Порой, налогоплательщикам приходится спасать даже частные предприятия. 25 миллиардов вбухали в 2009 году в АвтоВАЗ — которым, прежде чем стать губернатором Самарской области, поуправлял Владимир Артяков. А между прочим, меньше чем за год своей работы, в результате которой завод пришлось срочно спасать, он получил полтора миллиарда рублей одних премий.

Современные управленцы госкомпаниями, попавшие в рейтинг Форбс, показывают не многим лучшие результаты.

Девятую строчку списка занимает президент РЖД Владимир Якунин, получивший в 2013 году за свою работу пятнадцать миллионов долларов. При этом, чистая прибыль компании за год составила 740 миллионов рублей. 450 миллионов отхватил президент, 740 заработала компания. Примерно на каждые полтора рубля, полученные Российскими железными дорогами, один рубль кочевал в личный карман господина Якунина.

Но и эту прибыль язык не поворачивается назвать заслугой управленческой работы президента РЖД. Господдержка, оказанная компании в 2013 году превосходит её многократно. Почти 40 миллиардов рублей потратила страна на пассажирские перевозки за этот период. Причём, выклянчивая эти деньги, «нищее» руководство РЖД шло на откровенный шантаж. Компания убыточная, говорили они, помогите, а то мы будем вынуждены поднять тарифы на 60%.

И государство помогало. Для того, чтобы народ мог ездить на поездах по тем ценам, которые и сейчас-то не соответствуют качеству перевозок, оно выделило требуемую сумму. Продолжилось субсидирование и в 2014 году, выделят деньги и в 2015-м. Также, не стоит забывать вклад многочисленных региональных бюджетов в пригородные перевозки, которые, со слезами на глазах заверяют руководители РЖД, тоже убыточны и разоряют компанию.

Интересный получается подход. Как людей возить — так дорого, не справляемся, подайте. А как зарплаты с кучей нулей себе рисовать, так мы — коммерческая организация, сами решим, как доходами распорядиться. И вот эта особенность прослеживается повсеместно. Сбербанк, когда речь заходит о компенсации дореформенных вкладов, просящим жестом протягивает руку к государственной казне. И сразу же трансформируется в коммерческую структуру, когда говорим о зарплатах его руководства. Мол сами, разберёмся, не лезьте. Топ-менеджмент ВТБ печально склоняет голову и жалуется на санкции, клянча помощи в 200 миллиардов, вместо того, чтобы потуже затянуть собственные пояса.

Эта же тенденция распространилась и на развивающееся государственно-частное партнёрство. Например, Виктор Вексельберг, председатель совета директоров группы компаний «Ренова», один из топ-менеджеров которой, кстати, тоже попал в рейтинг Форбс, прославился не только яйцами Фаберже, но и своей активностью в коммунальной сфере. Став частным арендатором очередной государственной структуры ЖКХ, он исправно собирал с народа плату, а потом заводил песню о том, что все изношено, к отопительному сезону починить не успеем, не хотите, чтобы народ мёрз — помогайте из бюджета.

Платить управленцам за работу, не всегда приносящую результат, а потом ещё дополнительно исправлять за свой счёт их ошибки — удовольствие сомнительное и недешёвое. Похоже, это стали понимать и наверху. По крайней мере, стратегию развития тех же РЖД, которые рассчитывали на помощь государства ценой почти в полтора триллиона рублей, в правительстве забраковали. Попросили переписать так, чтобы размер господдержки сократился, а ещё лучше — чтобы вообще обошлись без неё. И хорошо, если государство впредь начнёт оказывать помощь этим компаниям лишь в крайнем случае. Быть может, тогда их руководители поумерят свои личные аппетиты. А то, не приведи господь, народ устанет сравнивать свои гроши с их миллионами, и классовая ненависть выплеснется никому не нужным бунтом.