Где пятая колонна, там и пятая графа

На модерации Отложенный

Антисемитизм в России имеет глубокие корни, и каждый раз, когда власть «закручивала гайки» или искала «козла отпущения», под горячую руку всегда попадали евреи.

В ХХ веке антисемитизм расцвел пышным цветом после начавшейся в 1948 году кампании борьбы с «безродными космополитами». Пиком антисемитской политики государства стали расстрел членов Еврейского антифашистского комитета и т.н. «дело врачей», запущенное против медиков еврейской национальности, которых голословно обвинили в убийстве нескольких советских лидеров. И членов ЕАК, и врачей обвинили в связях с международной еврейской организацией, якобы созданной американской разведкой. Логическая цепочка «еврей — вероятный агент Запада» была сформулирована именно тогда. В глазах многих простых граждан евреи стали неблагонадежным элементом, «пятой колонной».

Бытовой антисемитизм всегда и везде был удобен в качестве отвлекающего маневра. Жан-Поль Сартр сравнивал его с «предохранительным клапаном для власть имущих; поощряя антисемитизм, власти подменяют опасную ненависть к режиму правления на безопасную ненависть к отдельным людям».

Если бы не смерть Сталина, советским евреям вполне могла быть уготована судьба крымских татар или поволжских немцев. Но хотя на этом самые жесткие репрессии вроде бы закончились, им на смену пришли «сдерживающие меры»: ограничение количества евреев или полный запрет на прием в ряд вузов, на работу, связанную с силовыми ведомствами и заграничными связями. В опалу также попали евреи-артисты, писатели и журналисты: их предпочитали не брать в штат, а если публиковали и разрешали выступать, то чаще всего под псевдонимами.

Сталкиваясь с повседневным ущемлением своих прав, люди пытались разными путями выехать за границу. С 1968 по 1988 год страну покинули порядка 294 тысяч евреев, а в 1990-е, с полным открытием границ, «исход» приобрел массовый характер: за 13 лет (1989–2002) в Израиль и другие страны уехали около 40% евреев. В итоге, по данным переписи населения 2002 года, еврейское население России сократилось до 233 тысяч человек, а в 2010 году составило 156,8 тысячи. Из 875 тысяч евреев, проживавших на территории нынешней России в 1959 году, мы пришли к чуть более чем 150 тысячам.

Думаю, не стоит напоминать и так всем известные имена эмигрировавших ученых, писателей, деятелей искусства и других представителей интеллектуального труда, которые впоследствии обрели всемирную известность далеко за пределами нашей родины.

Сегодня об антисемитизме на государственном уровне, к счастью, говорить не приходится. Но бытовой юдофобии это, увы, не отменяет. Помните, как у Высоцкого в «Антисемитах»:

Зачем мне считаться шпаной и бандитом —

Не лучше ль податься мне в антисемиты:

На их стороне хоть и нету законов —

Поддержка и энтузиазм миллионов.

Дальше Высоцкий перечисляет все расхожие антисемитские «мантры». Тут и обвинения в ритуальных убийствах младенцев для употребления их крови, и кража общественного имущества, и распятие Христа, ну и до кучи — издевательство над слоном в зоопарке. Не упомянул Высоцкий лишь об одной «претензии»: евреи контролируют мировое правительство и повинны во всех войнах и несчастиях земных.

Этот антисемитский набор, возможно, был бы забавен, если бы к нему относились как к неудачной шутке. Но если почитать комментарии к материалам на сайтах СМИ об экономических проблемах или современных конфликтах, то из десяти комментаторов минимум один сводит все к «жидомасонскому заговору». В социальных сетях — еще хуже. Там всерьез обсуждают пост, в котором околонаучным языком «доказывается», что евреи на Пасху пьют кровь младенцев — и вот якобы недавно это происходило где-то под Красноярском, а СМИ молчат, потому что подконтрольны… Кому бы вы думали? Ну конечно! В сети ВКонтакте благополучно существуют и ежедневно обновляются паблики с такими названиями, как «Гадкие жиды», «Миф о Холокосте», «Бей жидов, спасай Россию», «Проект Анти-жид»...

И вот недавно я читаю статью, в которой утверждается, что в России уровень антисемитизма значительно ниже, чем в большинстве западных стран. Не поленилась, нашла первоисточник с данными соцопроса. Антисемитизм в исследовании определялся по уровню распространенности 11 негативных стереотипов о евреях, таких, как «евреи считают себя лучше других людей», «евреи ответственны за большинство войн в мире», «у евреев слишком много власти в медиа», «евреи контролируют правительство США» и прочих.

Среди опрошенных россиян оказалось 30% тех, чьи убеждения можно охарактеризовать как антисемитские. Теперь сравниваем: в Чехии — 13%, в США — 9%, в Канаде — 14%, в Эстонии — 22%... В большинстве стран Западной Европы — тоже ниже, чем в России. Самым популярным у россиян стереотипом оказался такой: «у евреев слишком много власти в деловом мире» (49%). А 42% опрошенных заявили, что «евреи считают себя лучше других людей».

При этом уровень антисемитизма у россиян в возрастной группе «50+» несколько выше среднего (33%), а у самой молодой исследуемой категории «18–34» — ниже (27%). Вроде бы тенденция хорошая: молодое поколение, выросшее не в СССР, более толерантно. Но настораживает то, что в последние два года в России наблюдается новый всплеск проявлений антисемитизма.

Возросло количество нападений и актов вандализма в отношении синагог, еврейских кладбищ и общинных центров. За прошлый год было зафиксировано 10 посягательств на еврейские объекты. 13 сентября ультраправые избили электрошокерами и дубинками компанию еврейской молодежи в подмосковной электричке. Выпрыгнув на перрон, нападавшие прокричали «Хайль Гитлер! Холокост!». Дважды «украшению» свастикой и оскорбительными надписями подвергся еврейский культурный центр в Сыктывкаре. А пермский еврейский общинный центр пытались поджечь, бросив бутылку с легковоспламеняющейся жидкостью. Подобные действия совершены также в отношении краснодарского и ульяновского общинных центров. Список антисемитских выходок можно пополнять постоянно — за счет появления свастик и надписей на зданиях практически в каждом российском городе.

Участились случаи и публичных антисемитских высказываний. Из самых известных — реплика гособвинителя на суде во время процесса над сельским учителем, которого обвиняли в вымогательстве: «Вы верите, что человек по фамилии Фарбер мог бескорыстно помогать деревне?». И слова преподавателя МГИМО на государственном форуме «Селигер»: почтенная дама сообщила представителям молодежи со всей страны, что «сионизм — это движение за установление всемирного господства еврейских банкиров». Оба эти высказывания прошли «мимо ушей» блюстителей закона.

А своего рода апогеем стал срыв концерта Андрея Макаревича, посвященного одному из главных еврейских праздников — Рош а-Шана. С одной стороны, это вполне укладывается в развернутую против него травлю, ну а с другой — это чистой воды антисемитизм. Религиозный праздник, название программы — «Идиш-джаз», большинство зрителей — евреи, а выбранный способ срыва — слезоточивый газ. Те, кто это задумал и сделал, прекрасно понимали, какое символическое значение имеет газ для евреев.

Но больше всего бросается в глаза появление антисемитской риторики в СМИ. Вот журналистка Ульяна Скойбеда сожалеет о том, что из кожи предков ее политических оппонентов (читай — евреев) нацисты не наделали абажуров. Вот в эфире государственного канала Александр Проханов и телеведущая Эвелина Закамская сходятся во мнении, что еврейские организации приближают Холокост...

Тут же и растиражированные списки «национал-предателей»: фамилии — почти сплошь еврейские или на них «похожие». Рост антисемитизма идет параллельно с накалом агрессии в отношении оппозиции. Ура-патриоты находят «еврея» в каждом, критикующем власть, и тут как бы ставится знак равенства: конечно, «пятая колонна», а как иначе, если они евреи? Депутат Калининградской областной думы от «Единой России» Олег Болычев назвал нескольких местных политиков «евреями, засевшими в оппозиции», и обвинил их в разрушении государства. Но «пальму первенства» я все-таки присуждаю питерскому депутату Виталию Милонову, заявившему в адрес, как он выразился, «неолибералов»: «Облить грязью любого святого — это у них в традиции в 2000 лет, начиная с призывов распять Спасителя...».

Естественно, все это влияет на желание людей жить в стране, где публичный антисемитизм остается безнаказанным (за период с сентября прошлого по сентябрь нынешнего года на постоянное жительство в Израиль выехало еще порядка 4,5 тыс. человек). О его «государственном» становлении говорить пока рано, но молчаливое игнорирование антисемитских выходок — прямая туда дорога. Ксенофобию в многонациональной России нужно пресекать на корню: травля национальных меньшинств, будь то жители Кавказа, евреи или крымские татары, свидетельствует о разложении общества, которое уже и так вышло из цивилизованных рамок.