Прежние формы отстали от общества

Вызов, перед которым оказалась страна после деиндустриализации девяностых годов, — это необходимость новой индустриализации. Какой культурный тип, какая социальная группа, какое поколение будет тягловой силой, чтобы новую индустриализацию поднять? Социокультурная группа рабочих рассыпана, рабочие профессии считаются аутсайдерскими, и власть в ответ на этот вызов делает ставку на креативный класс (средний образованный класс, молодежь, которая идет в вузы).

Сергей Кара-Мурза убежден, что какой бы взлет ни испытывала общность рабочих в определенных технологических, организационных и культурных условиях, необходимы обновления всех этих условий. В 1970–1980-е годы этих обновлений не было. Машина экономики работала, экономические и культурные формы сохранялись, а общество менялось очень быстро.

Эти формы стали отставать от реального общества.

Общество фактически опережало эволюцию форм, в которых оно было помещено, и во многом неосознанно стало отчуждаться от этих форм. Отчуждение молодежи от индустриального уклада началось тогда же, в 1970–1980-е годы: завод, фабрика становились все более нежелаемой нишей для молодых людей.

Этот массивный сдвиг в молодежной среде — как можно на него повлиять? По мнению Оксаны Куропаткиной, большую роль, как обычно, может сыграть интеллигенция: именно интеллигенция гораздо более, чем другие общности, требовала обновления форм, именно она сейчас могла бы предложить новые формы и образы для восстановления общности рабочих.