Как бороться с опасностью экстремизма, не выключая интернет?

На модерации Отложенный

Сегодня Россия вступила в полосу экономического спада. Теоретически этот спад может создать условия для политической турбулентности, для массового недовольства. Что будет, когда миллионы россиян в полной мере ощутят результаты обесценения рубля и снижение уровня жизни? Никто точно не знает, но опасность существует.

Долгие годы российская власть сквозь пальцы смотрела на действия антироссийской «пятой колонны». Но в последнее время ситуация изменилась. Ощущение близкой опасности заставляет власть действовать. Например, было резко ужесточено наказание за антигосударственные действия и призывы. Слегка прижали общественные организации - агентов иностранных государств. Перекрыли каналы получения средств из российского бюджета и госкомпаний для т.н. «оппозиции». А олигархи, которые годами в своих интересах кормили т.н. «оппозиционную прессу», отказались от ряда проектов.

Но в государственной политике противодействия «оранжевым» сценариям  зияет огромный и очевидный пробел. А именно: государство не имеет стратегии и законных механизмов контроля за социальными сетями, блогами и программами обмена сообщениями. Потенциально это – самое взрывоопасное направление. Подтвердить опасность сетей могли бы Хосни Мубарак, Муаммар Каддафи и Башар Асад. В соцсетях в очень короткое время общественное недовольство может созреть, выкристаллизоваться и приобрести социально-опасные формы.

Возможно, России пригодился бы опыт Дагестана – региона страны, который имеет богатый опыт противодействия экстремизму в информационной сфере и закон, составляющий юридическую основу для этой борьбы.  Еще в конце 2013 года правительство Дагестана приняло программу «Информационное противодействие идеологии экстремизма и терроризма на 2014-2016 гг.» Инициатором принятия закона стал Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.

В последнее время в Государственной Думе, в СМИ, в экспертном сообществе обсуждается вопрос борьбы с экстремизмом. Но в основном обсуждается возможность физического или аппаратного отключения интернета в случае угрозы массовых беспорядков.

Дагестанский закон об информационном противодействии экстремизму гораздо мягче, адаптивнее и гибче простого «взять и выключить». Он предполагает разные способы борьбы с экстремизмом, в том числе в соцсетях.  Например – самоорганизацию интернет-сообщества, современные программные способы блокировки опасного контента и прочие «избирательные» механизмы.

Мы живем в стране, которая больше всех в мире пострадала от политических катаклизмов, распада и хаоса. И страдают больше всего не активные участники гражданских войн, а мирное население. Взять хотя бы печальный опыт Гражданской войны. Белые убили 800 тысяч красных, красные – 400 тысяч белых, а еще 10 млн. человек умерло от ухудшения условий жизни и разрушения привычного быта.  Нам это надо?