Битва юрисдикций или очередные поддавки?

Пару месяцев назад в конце своей статьи «Афера века с бесконечным продолжением», посвященной масштабной кабале, в которую втянута наша страна в связи с играми вокруг «ЮКОСа», я пообещал еще вернуться к вопросу о том, кому на самом деле должны быть адресованы претензии «бедных» акционеров ЮКОСа, а также о том, как нам вообще относиться к ползучему распространению на нас юрисдикции различных элементов западной судебной системы. Что становится особенно актуальным на фоне западных же санкций против России. И вот Государственная Дума рассматривает закон о компенсации российским собственникам их ущербов от не правовых решений зарубежных судов.

Россия – тоже собственник
Как же нам относиться к предложению компенсировать собственникам ущербы от козней внешних враждебных сил?
Одни настаивают на том, что такая компенсация - дело жизненно важное: не должны российские граждане страдать от произвола тех, кого у нас принято дипломатично называть «наши зарубежные партнеры».
Другие искренне удивляются: почему за коммерческие риски предпринимателей должны отвечать не такие же коммерческие страховые компании, а мы с вами – из нашего общего госбюджета?

Что ж, рискну предложить и третью позицию. А именно: давайте возмещать, но не односторонне, то есть только от общества бизнесу, но встречно и взаимно.
Мы – общество и государство – встанем на защиту нашего бизнеса и будем возмещать ущербы ему. Из нашего общего кармана – из бюджета. Но мы ведь как единое целое – тоже собственники. И в отношении нас как целого тоже могут применяться (и уже применяются) не правовые решения. Не можем же мы компенсировать ущерб от них сами себе – из бюджета в бюджет? Кто же нам будет компенсировать ущербы?

Значит, давайте и он, бизнес, в свою очередь, встанет на защиту нашего общества и государства и будет возмещать ущербы нам. Из своего кармана – со своих частных счетов. Логично?
И тогда начать стоит с возмещения ущерба нам от не правового решения о взыскании с России 50 млрд. долларов по иску профессиональных скупщиков краденного – так называемых «акционеров ЮКОСа».

Ну, что, братья и друзья (известно, чьи) – все те, в чьих интересах, как утверждают злые голоса, и протаскивается срочно закон о компенсации им, бедненьким, всех ущербов - скидываемся?
Будем ли и мы арестовывать их имущество?

Важно и распространение на Россию как собственника иной нормы законопроекта – о том, что если российские суды признают соответствующие решения зарубежных судов не правовыми, то в пользу компенсации ущерба может арестовываться имущество соответствующих государств и т.п. Правда, распространить это на решения международных судов, юрисдикцию которых российские власти признали добровольно, вряд ли удастся. Здесь нужны иные решения, поиском которых стоит озадачиться.
Итак, не ограничиваемся предложенным выше механизмом круговой обороны по принципу «один за всех и все за одного». Тем более, что пока никто в подобном виде его даже и не рассматривает. В Думе рассматривается и предварительно одобряется вариант сугубо односторонний: мы за бизнес, но ни в коем случае не он за нас. Печально.
Тем не менее, уместно вернуться и к вопросу о подсудности. Особенно там, где эта наша подсудность внешним силам носит характер, как это ни парадоксально и даже абсурдно звучит в нынешней ситуации, абсолютно добровольный.
ЕСПЧ – по правам человека или по коммерческим спорам?