"В предгорном суде сегодня похороны права"
Очередное судебное заседание по делу имама Кисловодска Курман-Али Байчорова, который обвиняется в незаконном обороте наркотиков, закончилось для чеченских правозащитников задержанием. Подробнее о событиях минувшего дня «Кавказской политике» рассказала чеченская правозащитница Хеда Саратова.
Принудительно-добровольное задержание
Вчера, 9 сентября, жена Байчорова Фатима Алиева сообщила, что по окончании очередного слушания в здании Предгорного районного суда Ставропольского края двое правозащитников — Хеда Саратова и Минкаил Эжиев, не смогли покинуть зал суда. Дорогу им перекрыли правоохранители.
«Когда мы дошли до турникета, — говорит Хеда Саратова, — пять человек в военной форме заблокировали нам выход из здания суда. Не представились, не объяснили, в чем дело. Просто показали на меня и на жену Байчорова Фатиму, потребовали предъявить документы.
Я в ответ попросила сначала их показать свои удостоверения. Они отказались. Так мы и стояли в гордом молчании.
Потом уже вмешались адвокаты — Заурбек Садаханов, Адам Абубакаров и мой коллега Михаил Ижиев. Они уже как-то начали с нами разговаривать. Заурбек Садаханов позвонил Федотову Михаилу Александровичу, Алексеевой Людмиле Михайловне. Михаил Александрович сказал, что он будет связываться с Колокольцевым, и потом уже он перезванивал, я с ним сама разговаривала.
Несмотря на все это, нас отвезли в отдел дознания, сказали: «Вы устроили несанкционированный митинг, это запрещено законом». Хотя я проводила перед зданием суда одиночный пикет.
Колокольцеву же потом сказали, что никого не доставляли в отделение полиции. Хотя мы там провели более трех часов.
Когда мы уже выходили из отделения, выбежал один сотрудник и говорит: «Вы не могли бы подписать бумагу, что вы пришли сюда … как сказать… добровольно». Я говорю — ну ничего себе. Мы не добровольно сюда пришли. Что нам здесь делать? Это вы нас сюда привели. И подписывать этот документ мы не собираемся».
«Это настоящее судилище»
Одиночный пикет, который и стал, как утверждают правоохранители, причиной задержания, правозащитница организовала вчера, во время перерыва заседания по делу Байчорова.
«После первой части этoго судилища, — рассказывает подробности Хеда Саратова, — а это настоящее судилище, по-другому этот суд не назовешь, я решила устроить одиночный пикет, который не запрещен законом.
Встала с плакатом «В предгорном суде сегодня похороны права». Ближе к концу перерыва я свернула плакат и отправилась снова в зал суда. Больше ничего не было.
Но они нас задержали. Я уверена, что все это из-за нашей активной деятельности. Пытаются устрашить, чтобы мы не говорили об этом так активно СМИ. Я вернусь на суд 23 сентября, но уже не знаю, чем это закончится», — говорит Саратова.
Что касается устрашения, то это не первая попытка. Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухаджиев в своем официальном обращении к председателю Верховного суда Российской Федерации заявил, что адвокатам обвиняемого Байчорова угрожают физической расправой.
«Дошло до того, что адвокатам угрожают физической расправой, отправляя текстовые сообщения на мобильный телефон, не говоря об их преследовании на дорогах Ставропольского края», — пишет Нухаджиев.
Кроме того, отмечает уполномоченный по правам человека в ЧР, суд проявляет полное безразличие к происходящему и демонстрирует нежелание объективно разобраться в уголовном деле.
«Судья не задал ни одного вопроса свидетелям и ни разу не открыл уголовное дело в судебном заседании. Заявляемые адвокатами законные, обоснованные ходатайства отклоняются одной-единственной фразой: «Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства не допущено», которая уже стала дежурной.
Защитой было заявлено об отводе судьи и прокурора в соответствии со статьями 64, 66 УПК РФ на том основании, что они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного уголовного дела, но и это ходатайство судом было отклонено», — пишет Нухаджиев.
В чем обвиняют Байчорова?
Автомобиль имама Кисловодска Курман-Али Байчорова был задержан 17 октября сотрудниками ГИБДД в поселке Мирный Предгорного района Ставропольского края. При личном досмотре (который обычно не производит дорожная полиция) у него было обнаружено 4,127 грамма героина. 29 октября Байчорову предъявили обвинение по ч.2 ст. 228 УК РФ («Незаконное хранения наркотических средств»), и его заключили под стражу на два месяца.
Правозащитники уверены, что Байчоров невиновен и находится под стражей совершенно незаконно. А своими непродуманными действиями отдельные местечковые представители правоохранительных и судебных органов могут дискредитировать власть среди мусульман и создать угрозу национальной безопасности России.
Комментарии
(с) из детской книжки 70-х годов.
было примечание-сноска внизу страницы "кокнар - наркотик". Забавно, в рассказах о шерлоке холмсе к "дремотное состояние наркомана" было примечани-сноска - "наркоман - чел употребляющий наркотики". Ах, где те невинные времена, когда компьютеры были большие, а программы маленькие. А за должностное воровство ставили к стенке, с конфискацией