Специальный бюджет, специальные налоги и Чубайс

Правительство подготовило план развития инновационной экономики. Президент одобрит его 11 февраля.

Уже несколько месяцев «штаб инновационной революции» – созданная в прошлом году президентская комиссия по модернизации – готовит план прорыва к светлому несырьевому будущему. Президент Дмитрий Медведев буквально засыпал членов комиссии, сотрудников своей администрации и министров правительства Владимира Путина поручениями: начиная с декабря, как посчитал Slon.ru, их было больше двадцати.

Правительство включилось в работу с несвойственной ему энергией, и быстро из подручных материалов соорудило черновик всеобъемлющего плана инновационного развития на 49 страницах (см. документ). Этот проект распоряжения правительства описывает, что, как и в какие сроки государство будет делать для становления инновационной экономики в 2010 году.

КАК В ЛУЧШИХ ИННОВАЦИОННЫХ ДОМАХ

Главные меры: концентрация ресурсов всех ведомств и госкорпораций, налоговое стимулирование, создание отдельного «инновационного» приложения к уже действующему бюджету, а также деньги и современные механизмы их распределения по проектам.

Методика создания плана была простой: готовившее его Минэкономразвития учло практически все имеющиеся на сегодняшний день в мире технологии стимулирования научных разработок и их внедрения в производство. Но в нем, как и в большинстве правительственных проектов последнего времени, слишком много места отведено государству и слишком мало – частной инициативе. В результате, как всегда предостерегал главный распорядитель казны – Минфин, – денег на все благолепие может и не хватить.

Двусмысленности плану добавляет до конца неопределенный статус одного из главных участников плана – госкорпораций. Их не жалует президент Медведев, который 11 февраля на заседании комиссии по модернизации экономики должен утвердить документ.

НАЛОГОВЫЕ НЕСТЫКОВКИ

Еще два года назад, когда в правительстве начали готовить проект «Стратегии 2020» извечные непримиримые противники – Минфин и Минэкономразвития – спорили о необходимых и достаточных размерах налоговых льгот и послаблений для тех коммерсантов, кто решился связать свою судьбу с инновационной экономикой. Кризис автоматически присудил победу Минфину по очкам, но президент назначил реванш, в котором верх взяла уже министр Эльвира Набиуллина. Теперь представителю Минфина только и остается, что жаловаться: бюджет не резиновый, но если очень надо – деньги найдутся.

В проекте распоряжения правительства предусмотрен целый ряд налоговых льгот и послаблений для инновационных компаний. В том числе:

• освобождение от налогообложения всех налогоплательщиков, осуществляющих переоценку нематериальных активов, на период до момента извлечения дохода от использования нематериального актива;

• освобождение организаций-владельцев вновь установленного энергоэффективного оборудования от налога на имущество организаций сроком на три года;

• недопущение роста налоговой нагрузки в результате введения страховых взносов на предприятиях, имеющих льготы по ЕСН, полученных резидентами технико-внедренческих особых экономических зон.

Идея льготного налогообложения для инновационной отрасли, вероятнее всего, возникла минувшей осенью, когда российские разработчики ПО в ожидании замены ЕСН страховыми взносами публично заявили о намерении вывести свои компании из России.
Под угрозой гибели целой отрасли ставка ЕСН 14% для IT-разработчиков была сохранена, и теперь этот опыт, возможно, будет распространен на экспортеров любых интеллектуальных услуг, инжиниринговые и научные компании.

Сами разработчики признательны Минфину, согласившемуся не добивать отечественный IT-бизнес. Коммерческий директор EPAM Systems, (возможно, крупнейшего российского экспортера ПО) Юрий Овчаренко соглашается, что жить компании стало, безусловно, легче. Но тут же оговаривается, что главной проблемой развития хайтека в России остается невнятность законодательной базы и отсутствие инновационной политики, EPAM пока предпочтет оставаться пессимистом, и три четверти из ее 4000 разработчиков будут как и прежде трудиться в Белоруссии и на Украине, которые остаются чуть более инновационно привлекательными державами, чем страна, президент которой в четверг будет обсуждать меры по стимулированию ее модернизации.

Бизнесмены предлагали дать им куда больше.

В распоряжении Slon.ru также есть письмо президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, который в конце января просил вице-премьера Сергея Собянина о введении значительной инвестиционной льготы или повышении амортизационной премии до 50%, об освобождении от уплаты налога на имущество по основным средствам в течение первых трех лет их эксплуатации, и о разрешении уменьшать налогооблагаемую прибыль предприятий на сумму инвестиций, направленных на создание объектов инфраструктуры, которые затем инвестор передает в собственность естественных монополий, и так далее.

Правительство, как пишет газета «Ведомости», не согласилось с большинством просьб РСПП. По данным издания, налоговые льготы получат только экспортеры информационных технологий и резиденты технико-внедренческих зон (им сохранят льготную ставку 14% по уплате страховых взносов). Дополнительно, как и предлагала Набиуллина, правительство предоставит компаниям право на ускоренную амортизацию нематериальных активов и упростит порядок предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль.

Источник Slon.ru в Кремле, участвующий в подготовке материалов для заседания президентской комиссии, утверждает, что окончательное решение по объему налогового стимулирования пока непринято, и на комиссии всем будет предоставлено право еще раз высказать свои аргументы «за» или «против» тех или иных налоговых скидок.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Минэкономразвития, одержав первую за долгое время победу над Минфином, решило развить успех. Оно предложило дополнить федеральный бюджет на 2010 год отдельным инновационным приложением. В нем все деньги на модернизацию, которые разбросаны по нескольким ФЦП и программам государственных закупок, будут сведены вместе, и за каждый пункт будет отвечать одно министерство.

В плане учтено и другое пожелание президента: аккумулировать деньги госкорпораций и компаний с госучастием на модернизацию. Сначала правительство напишет требования к их программам технологического развития, а потом потребует привести их в соответствие с этими требованиями. «РусГидро», РЖД и «Газпрому» также придется разработать программу внедрения новых инновационных продуктов, услуг и бизнес-процессов.

Кроме того, могут быть значительно упрощены правила и режимы закупок технологического оборудования, а экспортеры инновационной продукции также получат значительные послабления и поддержку.

Но, возможно, самое главное пока сформулировано несколько расплывчато. Сложно внедрять новые прорывные технологии, если их нет.

Но правительство уже обещало бизнесу поддержку при покупке этих ноу-хау или создании альянсов с зарубежными высокотехнологичными компаниями. Уже в первом квартале 2010 года Минэкономразвития обещает представить в правительство доклад об организационно-финансовых механизмах приобретения таких активов. Но самой добычей технологий на Западе, похоже, придется все же заниматься частному бизнесу: государство берется организовать инновационный рай только в пределах границ России.

НЕ ВИНОВАТ ЧУБАЙС

Одно из самых сильнодействующих средств стимулирования инноваций – венчурное инвестирование, в том числе, с привлечением в Россию иностранных технологий и распространение налоговых льгот на поддержку производителей интеллектуальных услуг. Если его не удастся организовать, то в этом будет виноват Чубайс.

Роль его госкорпорации «Роснано» прописана в правительственном документе отдельной строкой. Нанотехнологам наряду с «Российской венчурной корпорацией» вменяется создание «посевных» и венчурных фондов.
Для директора проектного офиса «Роснано» новость о появлении этого документа стала сюрпризом, однако он не без гордости сообщил о шести учрежденных госкорпорацией венчурных фондах (в том числе с участием иностранного капитала) общим объемом $500–700 млн. Он полагает, что распоряжение правительства – подтверждение того, что «Роснано» движется в верном направлении.

«Роснано» действительно стала крупнейшим отечественным венчуром, специализирующимся на высокотехнологичных проектах, однако в сравнении с Западом ее показатели не впечатляют. В одной лишь калифорнийской Силиконовой долине венчурные инвестиции в одну лишь IT-отрасль в 2007 г. оценивались примерно в 50 раз выше – в $26 млрд.