Экономисты ВШЭ уличили Минсельхоз в занижении данных

На модерации Отложенный

Появившиеся в интернет-СМИ данные о долях импортных поставок, подготовленные Минсельхозом к совещанию по продовольственным санкциям в правительстве, оказались ниже расчетов экономистов, получивших близкий с данными Росстата результат, следует из обзора Центра развития НИУ Высшей школы экономики «Комментарий о государстве и бизнесе», поступившем в Forbes.

В документе эксперт Центра развития ВШЭ Николай Кондрашов ссылается на сообщение ИТАР-ТАСС, которое 7 августа опубликовало подготовленные к заседанию правительства данные Минсельхоза по долям импорта в Россию продовольствия, подпадающего под эмбарго.   По ряду позиций у Минсельхоза доли импорта получаются существенно меньше, чем у экономистов Центра развития ВШЭ, следует из обзора.

По расчетам экономистов, в 2013 году доля всего импорта по свинине составила 28,1%, в том числе 20,4% – из стран, подпавших под санкции. У Минсельхоза эти данные составляют 18,1% и 13,2% соответственно. Долю импорта фруктов и ягод экономисты оценили в 70,2% (17,7% из стран, подпавших под санкции), Минсельхоз — в 58,5% (14,8% под эмбарго).

По говядине расчеты экспертов Центра развития ВШЭ показывают 41,6% и 3,7% против 28% и 2,5% у Минсельхоза, по молочной продукции – 23% и 9% против 3,8% и 1,3% у Минсельхоза, указывается в обзоре. Эксперт пояснил, что по четырем спорным товарным группам оценки экономистов НИУ ВШЭ «очень близки к опубликованной Росстатом статистике по балансам продовольственных ресурсов за 2012 год», а у Минсельхоза доли в этих случаях получались существенно ниже.

По мнению Кондрашова, в случае с молочной продукцией (23% — у НИУ ВШЭ, 3,8% — у Минсельхоза) расхождение связано с тем, что ведомство суммировало данные об импорте  по всем разнородным позициям: сырое молоко, сухое молоко, сыр, сливочное масло и т.д. Авторы обзора  взвешивали объемы импорта по разным товарам коэффициентами пересчета в исходный продукт и получили результаты, очень близкие к оценкам Росстата за 2012 год, пишет Кондрашов.

«Исключительность данного примера, мы полагаем, читателю очевидна – расчеты использовались в качестве обоснования целесообразности принятия судьбоносного для страны решения – введения полномасштабных продовольственных санкций. И мы всеми этими суждениями намекаем даже не на то, что все расхождения в данных, пардон, «в сторону» политически выигрывающего от такого решения Минсельхоза. Мы говорим как минимум о том, что такие важные решения должны приниматься на основе рассмотрения более аккуратных расчетов, выверенных, подвергнутых сравнению с альтернативными оценками», — резюмирует экономист.

Правительство 7 августа утвердило список товаров, ввоз которых в Россию был полностью запрещен на год. В перечень попали молоко и молочные продукты, мясо, свинина, мясо птицы, колбасы, фрукты и овощи, орехи из стран Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Эмбарго применяется в качестве ответных мер России на введение странами Запада санкций в отношении ряда российских граждан и компаний. Соответствующий указ подписал 6 августа президент России Владимир Путин.