Штопанные активисты PR-рынка

На модерации Отложенный

5 августа Премьер Медведев заявил, что не исключает повышения налоговой нагрузки на россиян.

И это понятно, олимпиада, санкции, Крым, наводнения, чуть ли не миллион беженцев с Украины, программы импортозамещения, предвыборные соцобязательства Президента  и прочее, прочее, прочее…  Нашему народу не впервой затягивать пояса. Но мы соображаем и понимаем. Но не все. К примеру, почему госкомпании тратят огромные деньги на пиар. Взять хотя бы ТВ: там крутят  примитивные ролики про Газпром. Это наши с вами деньги и, причем, огромные.

А там  где большие деньги, там обязательно крутятся любители легкой наживы. Это аксиома, то есть утверждение,  не требующее доказательств. Лакомой поляной   для них был и остается, несмотря на санкции и прочие экономические передряги,  рынок пиара.  Весь рынок агентских коммуникационных услуг, по оценке председателя совета директоров Агентства гуманитарных технологий (АГТ) Вячеслава Лащевского, составляет около $1 млрд и его половина приходится на госзаказчиков.  

 Газета «Ведомости» (5.05.2014) в статье «PR-амбиции топ-менеджеров обходятся госкомпаниям в сотни миллионов, бесплатно в блогах и СМИ публикуют только негатив» приоткрыла  финансовую сторону  PR-рынка. Суммы впечатляют. Например, бюджет на PR «Газпрома» и связанных с ним компаний компании в 2014-2016 составил 600 млн  рублей. «Аэрофлот» отрядил на пиар на текущий год 239 млн, РЖД и связанные компании – 381 млн, «Роснефть» - 221 млн и так далее по убывающей.

И госкомпании, и пиар-агентства убеждают, что ничего предосудительного не делают.  Дескать, госкомпании оплачивают только работу агентства по инициированию публикаций: подготовку аналитических материалов и комментариев, проведение пресс-конференций, организацию интервью — то же, за что платят и негосударственные компании, уверяет Лащевский. В случаях,  когда в конкурсной документации указана цена платных публикаций, речь идет о материалах на договорной основе — колонок, интервью, вкладок и т. д. — с обозначением «на правах рекламы» или без него, если редакционная политика позволяет. В целом из выделенных бюджетов на инициацию или покупку публикаций уходит 20-30%, а остальное — это мониторинги, пресс-конференции, пресс-туры и прочие составляющие пиара.

Действительно, пиар – дело нужное. Налогоплательщики должны знать, на что идут их деньги.   Дельные статьи в газетах, написанные знающими тему журналистами, повысят доверие граждан к тому или иному госпредприятию, заказавшему пиар-кампанию.

Но эту богатую финансами поляну стали «окучивать» пиар-посредники, которые в ходе тендеров неожиданно демпингуют и  выигрывают. Иногда идут на другие уловки. «Мы пошли на конкурс на размещение роликов в телеэфире, — рассказывает один из участников рынка. — Но не смогли выиграть, потому что конкурент подал заявку со сроком исполнения один час». Другой вспоминает, что конкуренты выставили фантастически долгий срок гарантии на исполнение работ — что-то вроде триллиона лет, и победили.

Есть и другие приемы. Один из них называется «коробочкой». На конкурс по договоренности идет только одна компания, а другие гарантированно получают от нее подряд. А «победителю» - комиссионные.

Конечно, здесь виновата и конкурсная практика, когда во главу угла ставится не компетентность соискателей, а предлагаемая цена за услуги.  То есть сама конкурсная комиссии способствует существованию таких посреднических агентств.  

Наверное, сегодня мало кто  знаком с японской концепцией «пять почему?», демонстрирующей отличия в принятии решений на разных уровнях управленческой пирамиды. Эта концепция успешно используется, например, при анализе реальных проблем в Toyota Technical Center.

Один  главных вопросов  в этой концепции, почему при выборе поставщика предпочтение было отдано тому «у кого дешевле»,  а не принципу - «известность на рынке и качество поставок».

Если бы конкурсные комиссии, зрили бы в корень, то есть на квалификацию специалистов, репутацию агентства, эффективность ранее реализованных проектов, то такие посредники исчезли бы с рынка.

Крупнейший  пиар-подрядчик  госкомпаний, который широко использует  все эти ухищрения PR-рынка,  — АГТ Лащевского, когда-то занимавшего пост первого секретаря ЦК комсомола России, а позже работавшего доверенным лицом на выборах президентов Бориса Ельцина и Владимира Путина. Вячеслав Викторович еще и кандидат философских наук. Защитил диссертацию по теме «Развитие многопартийности в условиях современной России» в Московском гуманитарном университете (2000 г.). Какое отношение к многопартийности  в современной России имеет философия, простому человеку «академий не кончавшему»  понять трудно. Тем не менее, официально Лащевский философ. И свое философское кредо: «всегда и везде» поиметь госпиаровские деньги он реализует с завидным постоянством. Специалисты оценивают, что только 40 % казенных денег используются по назначению, остальные – откаты и воровство.

Кроме тендера РЖД АГТ выиграла подряды «Газпрома» (на 31,7 млн руб.), «Россетей» и МОЭСК. На сегодняшний день сведений о полной суммы выигранных тендеров  у меня нет, но в 2009 году году АГТ выиграла 15 тендеров и заработало почти 256 млн руб. Не хило…

Стал ли «Газпром» популярнее благодаря АГТ? Вряд ли. Есть такой рейтинг «Медиалогии», показывающий, о ком чаще и лучше пишут в СМИ. Часто этот рейтинг  не имеет ничего общего с решением бизнес-задач, скорее  всего, он греет душу топ-менеджерам заказчика пиара. Компании выкладывают деньги и немалые, чтобы их чаще упоминали  в СМИ, телевидении, интернете.

 Во время газового конфликта, когда в очередной раз Алексей Миллер объявлял о грядущем введении предоплаты  для Украины, рейтинг «Медиалогии» Миллера  взлетел до небес. То есть его часто упоминали, и далеко не всегда в положительном смысле. Откровенно говоря, за державу обидно, когда чуть не плачущий глава «Газпрома» жаловался на то, что Украина в очередной раз не желает платить за газ.  Зато рейтинг стоял, и как стоял! Хотя PR-акция по предоплате  за газ и другие услуги ЖКХ для населения России так и не удалась. Чего тут удивляться: Украина вообще не платит, а россияне должны платить за газ предоплату.

Бодро окучивает  финансовую поляну и дочка АГТ – Агентство «Социальные сети».  В ее сети уже попали, согласно «Ведомостям», « Россети» - оператор энергетических сетей в России.   Агентство было довольно тесно связано с Алексеем Навальным. Сегодня в связи с изменением статуса Навального не могу уверенно сказать сохранилась ли эта связь. Но несколько лет назад управляющий партнер «Социальных сетей» Денис Терехов сообщал  в журнале «Деньги»: «У меня в агентстве есть крупные клиенты, и некоторых из них я знакомлю с Навальным. Все они сначала уверены, что Навальный берет деньги за свои публикации, и всегда крайне удивляются, когда выясняется, что это не так. Они иногда посылают ему некоторые документы, однако Алексей всегда сам решает, какие из них публиковать…».

Любопытно получается: на государственные деньги  раскручивается лидер протеста. Денис Терехов, также как Вячеслав Лащевский, человек с политической предысторией. Он бывший пресс-секретарь СПС (а потому хороший друг Никиты Белых).

Жизнь показывает, что в таком серьезном деле как пиар госкомпаний  вряд  ли стоит использовать бывших штопанных  политических активистов,  тем более  в нынешнее  кризисное время, когда деньги особо любят счет.