«Оборотни в погонах»: показательная порка

На свободу вышел бывший оперуполномоченный Московского уголовного розыска Михаил Кутырин, приговоренный в 2007 году к семи годам лишения свободы. Он являлся обвиняемым по громкому расследованию, получившему название дело «оборотней в погонах».

Всего тогда за решетку было отправлено 10 офицеров легендарного МУРа, а также генерал МЧС Владимир Ганеев, которым инкриминировали создание преступного сообщества, фальсификацию доказательств и вымогательство денег. На фоне бойни, устроенной начальником ОВД «Царицыно» Денисом Евсюковым, такие обвинения кажутся «детской шалостью».

В ноябре 2007 года присяжные Мосгорсуда не признали Михаила Кутырина виновным в большинстве инкриминируемых ему деяний, в том числе в участии в организованном преступном сообществе (ОПС). В результате он получил самый маленький срок из всех бывших офицеров МУРа - семь лет колонии строго режима. Весной 2008 года Верховный суд смягчил этот вердикт, заменив строгий режим на общий. А недавно Михаил Кутырин покинул стены колонии.

«Он освобожден условно-досрочно и уже вернулся домой, - рассказал «Росбалту» один из знакомых Кутырина. - Другие обвиняемые получили большие сроки и на досрочное освобождение смогут рассчитывать только в 2011-2012 годах».

Дело «оборотней в погонах», инициированное в 2003 году тогдашним главой МВД РФ Борисом Грызловым, свое название получило по его фразе. По версии следствия, еще в 1997 году начальник управления безопасности МЧС РФ генерал Владимир Ганеев и замначальника 5-го отдела Управления уголовного розыска ГУВД Москвы полковник Юрий Самолкин создали организованное преступное сообщество, в которое вошла целая группа офицеров МУРа.

Участники этого ОПС, как говорится в материалах дела, «неоднократно вымогали у руководителей различных коммерческих предприятий крупные суммы денег, незаконно приобретали и хранили оружие, взрывчатые вещества и наркотики, а также фальсифицировали доказательства по уголовным делам».

Якобы сотрудники МУРа предлагали бизнесменам перейти под «милицейскую крышу», а взамен просили производить ежемесячные отчисления, а также вводить своих людей в число учредителей коммерческих структур. На тех, кто отказывался, сыпались угрозы. Так, в материалах дела говорилось, что генерал Ганеев лично избил бизнесмена Лебедева, требуя от него выплаты $600 тыс. А наиболее строптивам коммерсантам, по версии следствия, оперативники подбрасывали оружие, наркотики и взрывчатку, после чего те отправлялись их за решетку.



Порой героин и пистолеты оказывались в карманах различных людей и для того, чтобы сотрудник МУРа могли улучшить показатели своей работы.

23 июня 2003 года на своем рабочем месте был задержан генерал Владимир Ганеев, а следом за ним наручники надели на шестерых офицеров МУРа. Трое их предполагаемых сообщников - оперативники Владимир Лысаков, Александр Евстегнеев и Юрий Козар - были объявлены в розыск, дело в отношении них выделили в отдельное производство. В 2005 году над офицерами МУРа и генералом Ганеевым начался процесс, на котором Михаил Кутырин выступил в качестве свидетеля и дал показания о невиновности своих бывших коллег. Однако все они были приговорены к срокам от 15 до 20 лет лишения свободы.

А вскоре Михаилу Кутырину самому предъявили обвинения в рамках выделенного уголовного дела. К тому времени были задержаны беглецы Евстигнеев и Козар. Всем им инкриминировали тот же состав преступлений, что и уже осужденным сотрудникам МУРа (впрочем, в этот раз сроки наказания были несколько меньше).

Мосгорсуд назначил Юрию Козару 16 лет лишения свободы в колонии строго режима, Александр Евстигнеев и еще один бывший сотрудник МУРа - Валерий Демин - были осуждены каждый на 14 лет лишения свободы, а Михаил Кутырин - на семь лет. Владимир Лысаков до сих пор находится в международном розыске, его данные размещены на сайте Интерпола.

«В постсоветское время это была первая показательная порка старших офицеров МУРа, - отметил «Росбалту» адвокат одного из оперативников, Игоря Островского, Владимир Жеребенков. - Общество устало от непрофессионализма и коррумпированности сотрудников милиции, в первую очередь - руководящего звена. Однако вместо реформирования МВД РФ, высшее руководство этого ведомства решило «выпустить пар», заслав в тюрьму офицеров МУРа. Обвинения в создании, участии в организованном преступном сообществе и вымогательстве, были абсолютно надуманными, никаких доказательств в суде представлено не было. Максимум о чем могла идти речь в данном случае, так это о превышении полномочий».

По мнению адвоката, в случившимся - в первую очередь - было виновато руководство МВД РФ, которое постоянно требовало от офицеров МУРа повышения показателей раскрываемости преступлений.