Новые коалиции Центральной Европы
На модерации
Отложенный
Польша хочет вернуть в Европу сотни тысяч американских солдат, чтобы получить реальные гарантии безопасности, Чехия и Словакия напротив, не готовы принять на постоянной основе даже американских военных советников, а румынский президент увидел себя в окружении пророссийски настроенных соседей. Так война на Украине изменяет политический ландшафт государств бывшего социалистического блока.
Присоединение Россией Крыма, Майдан в Киеве, военные действия на Юго-Востоке Украины, ответственность за которые, по мнению большинства европейцев, несет Россия, все это заставляет делать новый исторический выбор власти стран, оказавшихся между Сциллой и Харибдой (Москвой и Вашингтоном).
Пока позиции только вырабатываются, почва нащупывается, проводятся соцопросы и переговоры. Определившихся политиков, которые имеют в голове четкую картину желаемого будущего и представление о настоящем в Центральной и Восточной Европе, немного. Но поскольку остальные осторожно молчат, заочная дискуссия идет именно между теми, кто уже имеет весьма четкую позицию.
Самая яркая фигура среди "определившихся" — министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Его неофициальное мнение о происходящем поляки и весь мир узнали из публикаций в журнале Wprost, где недавно появились расшифровки нелегально записанных кем-то бесед ряда высокопоставленных польских руководителей. Выяснять, кто и зачем это сделал, дело неблагодарное, которое лучше оставить спецслужбам Польши. Тем более, что, по одной из версий, именно они и организовали этот скандал, чтобы свалить правительство премьера Дональда Туска, вознамерившееся начать реформу соответствующих польских "органов". Намекают также и на некие "внешние силы", под которыми, в первую очередь, подразумевается Россия. Третий вариант — внутриполитические "разборки", в том числе, возможно, попытка выдавить из большой политики как раз нынешнего министра иностранных дел Радослава Сикорского.
В любом случае, кто бы и зачем ни начал этот скандал, из публикаций Wprost читатели узнали, что глава МИД Польши якобы считает, будто его страна оказывает США услуги сексуального характера (если не использоваться прямой перевод резкого выражения, использованного Сикорским). За этим, впрочем, мало кто обратил внимание на главную идею высказывания министра: взамен Польша, по его словам, получает лишь видимость гарантий безопасности со стороны США. Это заявление, разумеется, надо рассматривать как раз в контексте того, что стыдливо называется сегодня в международной политике "украинским кризисом". Попросту говоря, Польша хотела бы получить от США стопроцентные гарантии защиты от России и любого другого потенциального агрессора. В обмен на поддержку внешнеполитического курса Белого дома даже в те моменты, когда в Варшаве считают его ошибочным.
Собственно, это Радослав Сикорский и объясняет в первом большом интервью после начала скандала с публикацией "прослушки" его переговоров, которое министр дал авторитетному польскому журналу "Kultura liberalna". Предельно откровенно и просто глава МИД Польши рисует то сотрудничество, которое сейчас есть между Варшавой и Вашингтоном и обозначает, как он их сам понимает, интересы обеих сторон. В частности, в первой же фразе Сикорский заверяет, что "отношения польско-американские очень хорошие", хотя для Варшавы они имеют "стратегический характер", а для США — "только региональный". Далее в разговоре четко перечислены все вопросы, по которым Польша может быть полезна для США. В частности, в прошлом это Ирак, куда польские военные отправились исключительно по союзническим соображениям, вопреки тому, что вся операция, по мнению Сикорского, была "ошибкой". Сегодня же "голос Польши необходим, чтобы заключить трансатлантический договор о свободной торговле", то есть, между ЕС, где Варшава выступает лоббистом этого соглашения, и США.
Чего в обмен хочет правительство Туска, по словам Сикорского? "Уже несколько лет артикулируем необходимость получить от американцев серьезные гарантии безопасности для Польши", — говорит глава польского МИД, отмечая, что еще памятно то время, когда в Западной Германии находилось до 300 тысяч американских солдат в качестве противовеса угрозе со стороны Советского Союза. Сейчас их только несколько десятков тысяч, да и базируются они, по мнению Сикорского, совсем не в тех странах, которые реально опасаются за свою безопасность.
Объясняя фразу о том, что гарантии со стороны США фальшивы, глава МИД Польши прямо говорит, что его правительство радо тому, что теперь на польской территории находятся американские самолеты и хотело бы расширения военного присутствия США. Такова позиция Варшавы сегодня, в том числе и по причине украинского кризиса.
Раньше, видимо, достаточно было и словесных гарантий, однако последние события на Украине привели польское руководство к мысли о том, что никакие письменные обещания и союзы, даже членство в НАТО, не являются гарантией безопасности.
В частности, Сикорский объясняет журналисту, что Будапештский меморандум не был ратифицирован американским Конгрессом (в отличие от соглашения с Польшей), так что США не брали на себя юридических обязательств по охране территориальной целостности Украины. И в итоге делается просто вывод: гарантия безопасности со стороны США может быть только одна — прямое размещение войск.
Однако недавний визит президента Соединенных Штатов Барака Обамы в Европу (который он начал с Варшавы) продемонстрировал, что его правительство хотело бы разместить войска повсеместно в Восточной Европе. В этом США поддерживает и руководство НАТО. Но не поддерживают некоторые соседи Польши. В частности, партнеры по такой региональной организации как "Вышеградская четверка" — Словакия и Чехия. Когда-то, в начале двадцатого века, в Чехословакии находилась значительная часть лучших европейских военных заводов. Но это не спасло страну от нацистской оккупации.
Затем, к 1989 году, Чехословакия также считалась одним из крупнейших импортеров вооружений в мире. Однако сегодня в чешской армии всего 36 танков, практически нет боевых самолетов и крайне устаревшая система ПВО, которую чехи не так давно договорились модернизировать совместно со словаками. У тех армия чуть более многочисленная и на вооружении даже есть модернизированные советские МИГи.
Но в целом и к словакам можно отнести рекомендации последней миссии НАТО, которая по итогам аудита чешской армии настоятельно посоветовала официальной Праге резко усилить военное направление, если чехи вообще хотят, чтобы, в случае агрессии третьей стороны, союзники по НАТО банально успели ей помочь и страна не была оккупирована за несколько часов, как это было в 1968 году.
Однако у чехов и словаков своя позиция. Ее весьма откровенно выразил первым министр обороны Чехии Мартин Стропницкий, который заявил, что относится к тому поколению, которое еще помнит, как на территории его страны стояли иностранные войска. Менять советскую армию на американскую нынешние власти в Праге и Братиславе не готовы.
Несмотря на то, что Стропницкого тогда резко раскритиковали все, включая коллег по коалиционному правительству от других партий, в итоге премьер-министр Богуслав Соботка четко сообщил американцам, что на постоянное присутствие их войск не согласен — регулярных совместных учений на территории Чехии вполне хватит. Равно как и глава словацкого правительства Роберт Фицо не может "себе представить ситуации, при которой иностранные войска будут размещены на территории Словакии". Эти страны понимают, что прямое военное присутствие войск США избиратели нынешних правящих партий не поддержат.
"Всеобщей военной подготовки не будет", — пообещал министр обороны Чехии гражданам. Однако "быстрота, с которой развиваются события на Украине" или в Ираке требует от государств иной организации армии, даже в мирное время. Поэтому правительство Чехии фактически предлагает разрешить властям страны начинать мобилизацию до объявления военного положения или начала военных действий. А также серьезно пополнить армию "гражданскими специалистами", то есть, де-юре, не увеличивая ее численность, нарастить ее де-факто. Таков, если можно так его назвать, чешский проект обеспечения безопасности страны, который позволит не раздражать Россию (которую прямой угрозой безопасности здесь власти не называют, в отличие от Польши), но и не поссориться совсем с США.
В Румынии иной подход. Здесь пытаются взять на вооружение польский опыт, и на днях объявили себя форпостом американской политики, якобы окруженном союзниками России. Пока эти тезисы обкатываются в местной прессе, а официально не озвучиваются властями страны (где идет политический кризис и парламент добивается отставки президента, чей брат обвинен в коррупции). Но уже понятно, что Бухарест выбирает польский вариант и американские гарантии безопасности в виде прямого военного присутствия.
Похожие процессы выбора идут и в других постсоциалистических странах. И в ближайшие месяцы, скорее всего, они также определятся со своей позицией, причем тот факт, что все они сейчас состоят в НАТО, роли играть не будет.
Так что итогом военных действий на Украине, похоже, будет появление в Центральной и Восточной Европе двух военных подблоков внутри НАТО вместо одного: воинственного и умеренного. Со всеми неизбежными вытекающими следствиями для экономики и внешней политики стран этого региона и их отношений с ЕС, Россией и США.
Комментарии