Сине-желтый шторм над Ставропольем

В боях под Краматорском погиб казачий атаман из Кавминвод, а остаются воевать еще более двухсот ставропольских казаков

В орбиту конфликта на юго-востоке Украины вовлекаются все новые силы. На прошлой неделе в станице Ессентукской (центре Предгорного района Ставрополья) прошли похороны местного атамана Александра Ищенко, который погиб в боях под Краматорском. Естественно, воевал он за сторонников федерализации, то есть Донецкой народной республики.

Ширятся и масштабы гуманитарной катастрофы: беженцы массово приезжают в Ростовскую область, а власти Ставрополья готовы размещать их в санаториях Кавминвод. В общем, по всем признакам понятно: после того как «спецоперация» на юго-востоке Украины завершится (а рано или поздно это ведь произойдет), здесь сформируется очаг политического сепаратизма. А это уже проблема всего мирового сообщества, которое почему-то решать ее не спешит.

Война информационная и реальная

То, что в англоязычной прессе называют «пророссийское восстание в Украине» (pro-Russian insurgency), уже стало самым кровавым и самым крупным очагом сепаратизма в современной Европе. Конфликт, словно огромная черная дыра, втягивает все новых участников: среди наиболее ярких персон, связанных с Новороссией, журналисты обнаружили и сооснователя финансовой пирамиды МММ, и бывших российских офицеров ГРУ, и беглых заключенных, и профессиональных политологов...

Колоритные фигуры вроде «генерала Славянска» Игоря Стрелкова или краматорского казака Бабая стали своего рода интернет-мемами для российских «фейсбук-патриотов» (а это основная масса тех, кто более-менее вдумчиво следит за событиями на Юго-Востоке Украины). «Лица» донецкого сопротивления – в демотиваторах и видеороликах, у них берут интервью, цитируют сделанные ими заявления...

Причем на их фоне все прочие вооруженные люди в Донецкой и Луганской областях сливаются в некую обезличенную массу, которых прокремлевские СМИ называют «ополченцами», а украинские и западные – «сепаратистами», «мятежниками», «террористами»... И разница не только в эмоциональном окрасе оценок сторонниками и противниками Евромайдана. Обе стороны искажают в свою пользу не только оценки, но и факты, активно используя методы ведения информационных войн.

А протекает эта война ничуть не менее масштабно, нежели реальные боевые действия. Во вторник и.о. Генерального прокурора Украины Олег Махницкий объявил, что за время ведения активной фазы спецоперации в Донецкой и Луганской областях погиб 181 человек (в том числе 59 – это украинские военнослужащие) и 293 ранено; возбуждено 675 уголовных дел по статьям «Вооруженный мятеж» и «Терроризм».

И сразу же командир батальона «Восток», руководитель Службы безопасности Донецкой народной республики Александр Ходаковский в интервью РИА «Новости» заявил, что только в боях за Славянск Вооруженные силы и Национальная гвардия Украины потеряли убитыми «многие сотни, а может, и тысячи». Он же сообщил журналистам, что в боях под Славянском «ополченцы» сбили штурмовик Су-25, уничтожили несколько танков и один БТР. Киевские власти, в свою очередь, поспешили это опровергнуть. 

 «Нас просто хотели там убить...»

Очевидно, что истинное количество погибших в боях на Юго-Востоке Украины мировая общественность может не узнать никогда. Обе стороны конфликта заинтересованы в том, чтобы искажать эти цифры, причем одновременно и в сторону увеличения, и уменьшения. Например, Игорь Стрелков в Интернете регулярно сообщает о «зверствах», чинимых бойцами Национальной гвардии Украины, якобы убивающих безоружное население и добивающих раненых.

А вот в чем можно не сомневаться, так это в том, что мирное население Юго-Востока сегодня действительно оказалось зажато, словно между молотом и наковальней: количество беженцев, покинувших Донецк, по официальным данным областной администрации, составляет порядка 15 тысяч человек. И подавляющее их большинство бежит от ужасов гражданской войны именно в Россию (КАВПОЛИТ писал об этом в статье «Украинский исход»).

Вчера вечером правительство Ростовской области приняло решение ввести в 15 районах региона режим чрезвычайной ситуации из-за наплыва беженцев. Уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов сообщил на своих страницах в Instagram и Twitter, что в Ростовскую область только за сутки прибыло уже 7 тысяч жителей Юго-Востока Украины. (По данным Ростовского управления ФМС, за прошлую неделю в область приехали 6,5 тысяч украинцев – и это, замечу, те, кто официально уведомил власти о пересечении государственной границы).

Что касается Ставропольского края, то на данный момент количество въехавших сюда граждан Украины с начала года превысило 2 тысячи человек (сопоставить это с данными прошлого года нереально, поскольку тогда такая детальная статистика не велась). Врио губернатора края Владимир Владимиров обещал, что все обратившиеся за официальным статусом «беженца» будут обеспечены работой и жильем за счет властей.

И вот уже в ночь с понедельника на вторник в пятигорском санатории «Нарзан» приняли и расселили 11 жителей Славянска (среди них 5 детей): решено, что жить они будут не менее трех месяцев. Прибыть на Ставрополье они смогли благодаря помощи казачьего военно-патриотического клуба «Русские Витязи», который возглавляет ветеран войны в Афганистане Николай Жмайло. Всего же на базе клуба в Сенгилеевском селе (это Шпаковский район края) приняли уже 35 человек из Донбасса.

«Ездили с коллегами снимать там репортаж. Беженцев-детей – человек 10, в основном, с мамами. Один малыш, правда с папой, отец – явно не воин. Взрослые беженцы плачут, рассказывают из какого ада вырвались. А детская психика попроще – дети говорят: «Нас там просто хотели убить». Им не страшно, но они играют в войну «свои против фашистов», – пишет в своем блоге ставропольский журналист Алексей Кутасов.

Кому – война, а кому – мать родна

Гражданская война на Украине «аукается» в регионах Юга России не только потоком беженцев, но уже и похоронками. В пятницу, 30 мая, руководитель общественной организации «Русское единство Кавказа» (РЕКА) Сергей Попов сообщил в своем фейсбуке: «В Чечню привезли тела погибших на Юго-Востоке Украины. По неподтвержденной документально пока информации, там погибло около 20 ставропольских казаков. Известно точно, что погиб атаман Ессентукского отдела Кавказской казачьей линии Александра Ищенко и тяжело ранен его брат... Славяне весело убивают друг друга. Одни за деньги Коломойского. Другие, отдавая и собственную жизнь и собственные сбережения».

Сергей Попов рассказал КАВПОЛИТУ, что, по его информации, в Донбассе добровольцами воюет уже около двухсот казаков из Ставропольского края, и недавно отправились еще. Группа добровольцев под командованием 42-летнего Александра Ищенко попала в засаду в районе Краматорска (Попов говорит, что бойцов Национальной гвардии на нее навел местный проводник – сам русский). Похороны Ищенко прошли в субботу в его родной станице, чтобы проводить казака в последний путь, собралось несколько сотен местных жителей. Сиротами остались четверо детей...

Сергей Попов предлагает провести на Ставрополье митинг в поддержку Юго-Востока Украины – по аналогии с тем, что губернаторская команда дважды организовывала в поддержку присоединения Крыма. Хотя можно не сомневаться, что краевые власти на это не пойдут: не было соответствующей команды из Москвы, а самовольничать во внешней политике Владимиров перед выборами не будет!

А вот «оппозиция» (в кавычках, разумеется) без дела не сидит. Краевое отделение ЛДПР объявило о сборе гуманитарной помощи для жителей Донбасса и Луганской области. Ее распределение либерал-демократы намерены взять под жесткий контроль: чтобы не повторилась некрасивая ситуация, которая приключилась с 340 тоннами гуманитарной помощи от Ставрополья Крыму.

КАВПОЛИТ в статье «Ставрополье и Севастополь: дружба по расчету» рассказывал, что лидер фракции ЛДПР в краевом парламенте Геннадий Ефимов провел депутатское расследование и выяснил: гуманитарная помощь испарилась в неизвестном направлении. «Был в Сакском районе, получение гуманитарной помощи из Ставропольского края подтвердили: «20 тонн муки привез депутат-коммунист», – сказала мне первый замглавы района. Больше из Ставрополья ничего не было. Начал искать по другим районам и городам: Судак – не было, Евпатория – не было, Красногвардейский район – не было. В Симферопольском районе в одном поселении подтвердили получение 3 тонн муки. В целом нашел 23 тонны помощи из 340 тонн отправленных», – делится результатами своего расследования Геннадий Ефимов на страничке в фейсбуке.

Явно права пословица: кому – война, а кому – мать родна. Даже на таких вопросах, как, например, размещение беженцев или отправка гуманитарного груза пытаются «навариться» нечистоплотные чиновники. И можно не сомневаться, что количество подобных скандалов будет нарастать. Вместе с тем, как будет шириться фронт конфликта на Юго-Востоке.