Выборы в Сирии: все идёт по плану
На модерации
Отложенный
Непринужденно улыбаясь, в сопровождении супруги Башар Асад голосует на выборах нового президента Сирии. По этим кадрам, воплощению нормальности, не скажешь, что в стране вот уже три года бушует гражданская война, унесшая 150.000 жизней и сделавшая беженцами 2.5 млн. человек.
Большинство наблюдателей сходятся на том, что эти первые в истории страны выборы на альтернативной основе призваны создать видимость свободного голосования. Соперниками Асада являются малоизвестные даже в стране кандидаты. Исход голосования кажется предрешенным.
Оппозиция, разумеется, бойкотирует выборы, называя их фарсом и театром марионеток – схожие оценки звучат и в среде международного сообщества.
Вместе с тем, российские наблюдатели присутствующие в стране наряду с делегациями из Ирана и Северной Кореи заявили, что выборы состоятся, будут легитимными и дадут Сирии надежду на демократию.
Однако всего в нескольких километрах от избирательных участков полным ходом идет война. Контраст поразителен. В разделённом надвое Алеппо про-асадовская часть города уже проголосовала, на другой половине не утихают бои. Страна в развалинах, повстанцы обвиняют власти в проведении выборов на крови.
Хотя официально на участки приглашены все 15 млн. зарегистрированных в Сирии избирателей, действительно проголосовать могут лишь те, кто проживает в зонах, контролируемых регулярной армией – а это, по некоторым оценкам, не более 40% территории страны.
Однако повстанцам не хватает оружия, и власти страны успешно применяют к занятым ими населенным пунктам технику блокады, в том числе и перекрытия поставок продовольствия. Несмотря на продолжающееся дезертирство, армия остается преданной Асаду; важна для режима и помощь ливанского шиитского движения “Хезболлах”.
В 2012 г. Башар Асад проводит новую Конституцию, открывающую участие в выборах другим кандидатам. Но его соперники должны получить поддержку как минимум 35 депутатов – из 250 членов парламента, где 161 кресло контролирует президентская партия.
До сих пор на “выбор” населения представлялась лишь одна кандидатура – такие плебисциты обеспечили беспрерывное правление в Сирии клана Асадов с 1970 г. Победа Башара, офтальмолога по образованию, на выборах июля 2000 г. после смерти его отца Хафеза, была гарантирована.
Из 3 млн. сирийских беженцев разрешение проголосовать получили лишь 200 000 – те, кто не бежал из страны тайно, соответственно, не спасался от властей. Сторонники Асада среди беженцев буквально брали штурмом участки для голосования – в том числе и возвращаясь в Сирию и рискуя потерять статус беженцев, – в то время, как иные, даже под угрозой, отказались участвовать в выборах, не желая обеспечивать новый мандат тому, кого они называют палачом сотен тысяч сирийцев.
Бельаид Мекиус, “евроньюс”:
- С нами на связи из Стамбула доктор Бурхан Гальюн, сирийский социолог, политолог и общественный деятель, экс-президент Сирийского национального совета, а сегодня – член Национальной сирийской коалиции.
Добро пожаловать на “евроньюс”! Выборы в Сирии впервые проходят на альтернативной основе – но результат их кажется предрешенным, а страну по-прежнему раздирает гражданская война. Как к голосованию относится сирийская оппозиция?
Бурхан Гальюн:
- Это фарс, а не выборы, просто спектакль настоящий. Всем известно, что за ниточки тут дергает Тегеран, тамошний режим, стражи революции стремятся использовать Асада, продлив его мандат, для своих будущих переговоров с Западом по ядерной проблеме.
“евроньюс”:
- Несмотря на призыв оппозиции, как внутри Сирии, так и за рубежом, бойкотировать выборы, на участках за пределами страны отмечена высокая явка? Как вы это объясните, особенно в Бейруте?
Бурхан Гальюн:
- Вы помните события в Хаме, когда Асад-отец разрушил полгорода, когда погибли до 40.000 человек – ни один народ не знал такого в своей истории. Сейчас то же самое происходит по всей стране. Так вот, после резни, устроенной в Хаме Асадом, народ тоже вышел на улицы в его поддержку – причем восхваляли его и те, кто потерял детей, родителей – они делали это под угрозой. Все это постановка, любой тоталитарный режим способен провернуть нечто подобное, так что меня не удивляет, когда люди из-под палки идут голосовать, за полвека-то привыкли уже. И ни о каком свободном выборе сирийцев сейчас и речи быть не может. В подобных обстоятельствах эти выборы не имеют никакого значения.
“евроньюс”:
- С одной стороны, группа “Друзей Сирии” признала законным представителем сирийского народа Национальную коалицию. а не Асада – однако, в то же время, ряд стран позволили провести голосование на своей территории. Как вы объясните этот парадокс?
Бурхан Гальюн:
- Мне кажется, это свидетельство тенденции к самоустранению, к которому склоняется Запад и ряд арабских стран. Под давлением шантажа и угроз, к которым режим прибегает вот уже 50 лет, они занимают такую как бы высоко моральную позицию – ни осуждения, ни поддержки.
“евроньюс”:
- Президент США Барак Обама в своей речи на прошлой неделе вновь пообещал поддержку сирийской оппозиции и подчеркнул, что решение сирийского конфликта может быть только политическим. Вы согласны с таким подходом?
Бурхан Гальюн:
- Мы с самого начала говорили, что есть лишь одно решение, и это решение политическое. И движение сирийской революции неустанно подчеркивало свой мирный, открытый характер, готовность к диалогу на время переходного периода, принятого обеими сторонами конфликта с тем, чтобы сохранить работоспособность госструктур.
Комментарии
Но!
На Украине признали выборы, а выборы в Сирии у них вызывают возмущение.
Это нормальные люди?
Их точно консультируют неучи-психологи!
Ожидают прибытия чартерного рейса из России с тремя каруселями на борту и бригадой рабочих с непрерывным технологическим циклом. Для подсчета голосов следующим рейсом вылетит Чуров.
P.S: А ведь неразлучные друзья собрались для наблюдения: - из КНДР, Ирана и России. Неужели они позволят, эту "гадость" - демократию,внедрить в Сирии?