Грузия. Президент и премьер — кто главнее?

Между ставленниками экс-премьера Бидзины Иванишвили -  президентом Георгием Маргвелашвили и премьер-министром Ираклием Гарибашвили ведется борьба за первенство, за перераспределение влияния. И пока в этом противостоянии побеждает премьер Гарибашвили.

На прошлой неделе премьер Грузии и его кабмин отказались уступить главе государства право на подписание Соглашения об ассоциации Грузии с ЕС, запланированное на 27 июня в Брюсселе, утверждая, что, согласно Конституции, это право принадлежит правительству. 

Камень преткновения

Маргвелашвили, так же как и Гарибашвили, был фаворитом экс-премьера Иванишвили, но после того, как первый не без помощи грузинского миллиардера стал президентом, между ними пробежала огромная чёрная кошка. Дело в том, что экс-премьер в один прекрасный день заявил, что Маргвелашвили назначил своим советником Вано Мачавариани (брат одного из лидеров «Нацдвижения» Михаила Мачавариани, – прим.авт.), что и стало одной из причин обиды грузинского миллиардера на своего уже бывшего ставленника.

После этого сразу же стало ясно, что такой президент Иванишвили не нужен. Теперь экс-премьер кулуарно делает всё так, чтобы слабый президентский институт стал вообще бессмысленным. Вот и получилось, что если при прежней власти чрезмерное влияние было у президента, сейчас оно перешло к премьеру.

«Впрочем, тут есть и один важный и негативный фактор – президент с абсолютной властью был избран народом, а премьера выбирал не народ», – поясняет директор «Международной школы исследований Кавказа» Гия Нодия. 

Не стоит забывать и то, что грузинская пресса ещё в начале текущего года заговорила о том, что отношения между Маргвелашвили и Гарибашвили накалялись. Например, 15 января грузинская газета «Алия» сообщала о том, что в последнее время все чаще поговаривают о тайном конфликте между премьер-министром Ираклием Гарибашвили и президентом Георгием Маргвелашвили. По заявлению председателя «Объединения правозащитников» Николоза Мжаванадзе, конфликт между ними на самом деле существует, несмотря на то что оба являются фаворитами Бидзины Иванишвили.

«Я не хочу сказать, что интересы Иванишвили и Гарибашвили радикально отличаются, но уверен, что если бы выбор был за премьером, он назвал бы другую кандидатуру. После избрания президент оказался втянутым во множество скандалов, начиная с его семейного положения. Но, думаю, тут главными являются либеральные взгляды Маргвелашвили, которые не очень отличаются от позиций республиканцев. Наверное, именно в этом главная причина несовместимости президента с премьером», – отметил тогда Мжаванадзе.

Спор на уровне министров

На днях разгорелся нешуточный ажиотаж о том, кто подпишет Соглашение об ассоциации Грузии с ЕС, запланированное на 27 июня в Брюсселе.

Cпор на эту тему стал предметом обсуждения на уровне министров. Госминистр Грузии по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры Алекси Петриашвили  и министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе заявили, что Соглашение подпишет  Ираклий Гарибашвили.

Все это породило подозрение, что в результате разногласий между правительством и президентом последний остается без осуществления обусловленных законом представительских полномочий, и это плохо повлияет на демократичность страны.

Всё это указывает на бытующие в обществе подозрения о том, что Иванишвили никуда не уходил, и страна по-прежнему управляется им из-за кулис. 

Решение президента и ответ премьера

Георгий Маргвелашвили издал указ о присвоении премьер-министру Гарибашвили одноразовых полномочий по подписанию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, дабы «не возникло вопросов о легитимности подписи».

Хотя, как заявил в тот же день премьер Ираклий Гарибашвили в ходе посещения Мцхета-Мтианети (Регион Восточной Грузии,— прим.авт.), отвечая на вопрос касательно решения президента Грузии, ему «никаких дополнительных полномочий» не нужно, так как он располагает соответствующими полномочиями для того, чтобы подписать это соглашение.

Оценки представителей парламентского большинства, оппозиции и НПО

Как и ожидалось, представители «Мечтателей» и «Нацдвижения» решение Георгия Маргвелашвили восприняли по-разному.

Дело в том, что представители парламентского большинства приветствуют решение президента Грузии о присвоении премьер-министру полномочий подписания соглашения об ассоциации с ЕС, но подчеркивают, что по действующей Конституции премьер имеет полное право на подписание этого соглашения. Поэтому указ президента они считают чисто формальным актом.

По словам председателя парламентского комитета по интеграции с Европой Виктора Долидзе, президент, премьер-министр и правительство в отношении соглашения об ассоциации действуют единодушно и координировано.

«Ответственность за осуществление этого соглашения возлагается на правительство, поэтому совершенно оправданно, что его подпишет премьер-министр», – подчеркнул он.

А по мнению представителей «Нацдвижения» и некоторых НПО, Соглашение должен подписать не премьер-министр, а именно президент страны.

По словам парламентария Серго Ратиани, президент подошел к вопросу подписания Соглашения об ассоциации более ответственно, чем премьер. Но он недоумевает, до каких пор президент будет выполнять все капризы премьера? По его оценке, противостояние вокруг вопроса, кто будет подписывать Соглашение об ассоциации, бессмысленно и наносит вред как самой стране, так и ее имиджу на международной арене.