Дагестан на продажу

В Дагестане началась кампания по приватизации республиканских активов. Уже первый аукцион показал, что республика может на этом неплохо заработать в ситуации ужесточения бюджетного дефицита и роста госдолга.

В конце апреля в дагестанском министерстве по управлению госимуществом состоялся аукцион по продаже ОАО «Автовокзал», 100% акций которого находились в собственности республики. В ходе аукциона с шагом порядка 5 миллионов рублей начальная цена предприятия, определенная в 102,974 миллиона рублей, за 29 шагов выросла в 2,5 раза – до 252,286 миллиона рублей. Министр по управлению госимуществом Дагестана Зейдула Юзбеков по итогам аукциона не скрывал оптимизма. «Такая практика позволит существенно поднять доходы бюджета от приватизации имущества в 2014 году», – заявил он.

Всего в этом году в прогнозный план приватизации, утвержденный постановлением Народного Собрания Дагестана от 27 февраля, включено 10 предприятий, в которых республика имеет 100% уставного капитала, и еще два предприятия, где в республиканской собственности находится миноритарный пакет (см. таблицу 1). Кроме того, на этот год намечено акционирование 20 государственных унитарных предприятий (ГУПов) (см. таблицу 2), в том числе Кизлярского коньячного завода, вокруг которого уже несколько месяцев идет борьба между правительством республики и коллективом.

Цена, которую победитель недавнего аукциона, в прошлом руководитель дагестанского госуправления по транспорту и председатель совета директоров «Авиалиний Дагестана» Саид Саидов, согласился отдать за ОАО «Автовокзал» (предприятие включает восемь филиалов в Махачкале и городах республики), многократно превышает его оборот. Самый значительный объем выручки за последние годы компания показала в 2011 году – почти 20,5 миллиона рублей, но при этом был зафиксирован чистый убыток более 1,5 миллиона рублей.

Тот факт, что инвестор оценил «Автовокзал» в 250 миллионов рублей, может говорить о том, что потенциал предприятия, находившегося в собственности республики, использовался неэффективно, либо официальные данные не отражают его реальной деятельности. Не случайно, по словам Зейдулы Юзбекова, проведение открытых приватизационных аукционов имеет большое значение для реализации приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Обеление экономики».

Аналогичная ситуация наблюдается во многих других республиканских предприятиях, которые в этом году планируется приватизировать либо акционировать: они показывают либо символическую прибыль, либо регулярно генерируют убытки (см. таблицы 1 и 2). Особенно тревожная финансовая ситуация сложилась в ГУПах, которые занимаются виноградарством: они глубоко убыточны, а их кредитная нагрузка значительно превышает выручку. Единственным дагестанским ГУПом, которое из года в год демонстрирует высокую рентабельность, является Кизлярский коньячный завод – собственно, это обстоятельство и является главным аргументом противников его акционирования и последующей приватизации.

Идеологи нынешней приватизации, напротив, рассматривают ее как возможность значительно пополнить бюджет Дагестана. Начало кампании по приватизации госактивов совпало с очередными изменениями в бюджете Дагестана в сторону увеличения расходов. Так, 24 апреля на сессии Народного Собрания первый заместитель министра финансов республики Али Исламов сообщил, что доходы бюджета в этом году запланированы на уровне 84,047 миллиарда рублей, или на 1,5% выше запланированного, а расходы – в сумме 88,55 миллиарда рублей, или на 2% больше плана. Из-за этого дефицит бюджета Дагестана увеличился на 458,8 миллиона рублей и теперь превышает 4,5 миллиарда рублей.

Это заметно меньше, чем в 2013 году, когда бюджет республики был сверстан с дефицитом в 7,66 миллиарда рублей (9,7% от расходов, в этом году – 4,7%), но и очень далеко от целевых показателей. В законопроекте «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», опубликованном в конце ноября прошлого года, дефицит республиканского бюджета на 2014 год был утвержден в сумме 2,418 миллиарда рублей.

В ноябре прошлого года на закрытие «дыр» в бюджете республике пришлось брать кредит Сбербанка на три миллиарда рублей. В результате всего за несколько месяцев Дагестан стал лидером в СКФО по размеру госдолга. С декабря прошлого года по апрель нынешнего размеры этого долга выросли с 7 до 13,7 миллиарда рублей, хотя на 1 января прошлого года верхний предел госдолга республики был предусмотрен на уровне 11,51 миллиарда рублей, а в прошлогоднем бюджетном законопроекте этот показатель был зафиксирован на уровне 8,074 миллиарда рублей. По информации дагестанского источника КАВПОЛИТА, на упомянутой сессии Народного Собрания звучали предложения увеличить потолок долга до 19 миллиардов, но это вызвало резкое недовольство депутатов.

Громадные долги накопились и перед ресурсоснабжающими организациями. По оценке депутата дагестанского парламента от «Справедливой России» Наримана Гаджиева, общий долг республики по услугам ЖКХ составляет порядка 21 миллиарда рублей, причем ежегодно долги перед коммунальщиками растут на 18-20 процентов. И это – в ситуации сокращения федеральных расходов на СКФО: в конце апреля стало известно, что российское правительство приняло решение сократить финансирование госпрограммы развития Северного Кавказа до 2020 года на 13%. Из этой непростой ситуации республикам СКФО придется выкручиваться самостоятельно, и приватизация госактивов выглядит наиболее очевидным способом латания бюджетных дыр.