Всеслышащий Саакашвили
Видеокамеры в кабинетах руководителей телекомпании «Рустави-2» могли быть установлены еще в бытность президентства Саакашвили
Гендиректор «Рустави 2» Ника Гварамия 6 мая заявил, что их тайно прослушивали и вели аудио- и видеозаписи деловых и личных бесед руководства и коллектива телеканала. Эту информацию им предоставил источник в МВД в виде двух файлов с записью бесед самого Гварамия и его первого заместителя Нино Шубладзе. Глава «Рустави 2» сообщает, что в МВД имеются еще десятки файлов с записями разговоров и других сотрудников телекомпании.
Попытки найти записывающую аппаратуру привели лишь к тому, что в офисах были обнаружены лишь специфические дыры в потолке.
Причина скандала
Следствие предполагает, что видеозапись была сделана летом прошлого года. Одна из обнародованных видеозаписей была отснята в рабочем кабинете Гварамия, а вторая — в кабинете Шубладзе.
В обоих случаях запечатленные на камере обсуждают рабочие вопросы. При этом телекомпания не обнародовала видеофайлы полностью, т. к., по словам Гварамия, они содержат детали личного и делового характера.
За что извинился нынешний гендиректор «Рустави 2»
Ника Гварамия при Саакашвили являлся одним из лидеров «Нацдвижения». Был депутатом парламента от «Нацдвижения» в 2004-2007 годах. В 2007 году исполнял функции заместителя Генерального прокурора. Именно в этот год распространилась практика тайных записей. За что он и извинялся публично, чувствуя свою сопричастность:
«Хочу вспомнить прежние годы и лично мою не очень ответственную позицию в связи с распространением тайных записей. Я хочу извиниться перед всеми за то, что принимал участие в формировании этой порочной практики. Хочу отметить, что все известные мне записи были сделаны легитимно, и их распространение представляло собой государственную дискрецию. Несмотря на это, считаю, что решение было принято неправильно, и такая практика принесла многим серьезные проблемы. И самое главное — фундаментальные права людей были ущемлены».
Но спрашивается — не поздновато ли?
Виновные должны быть строго наказаны
На брифинг Ники Гварамия тут же откликнулись из правительства страны.
По словам министра юстиции Теи Цулукиани, если это правда, виновные должны быть строго наказаны.
«Нацдвижение» во всём обвинило правительство
«Мечтатели» потребовали от Ники Гварамия пояснить, откуда у гендиректора телеканала эти сведения. На это Ника Гварамия заявил, что опубликованные 6 мая телекомпанией «Рустави 2» скрытые записи являются результатом журналистского расследования.
Более того, чуть позже — 11 мая, перед тем, как войти в здание Главной прокуратуры Грузии для допроса, Гварамия заявил, что закон защищает журналиста в связи с неразглашением источника. Однако, по его словам, в данном случае источник не известен и ему.
Право журналиста
В Грузии журналист действительно имеет право не разглашать своего информатора.
«Это важная гарантия независимости медиа и журналиста. На это и надо обратить внимание в первую очередь. У журналиста в любом случае, исходя из независимости медиа, есть преимущество — он может не назвать источник», — заявил председатель Верховного суда Грузии Коте Кублашвили.
В свою очередь руководитель АМЮГ (Ассоциация молодых юристов Грузии) Каха Кожоридзе заявляет, что невозможно возбудить уголовное дело против журналиста, хранящего подобные записи.
«Передаст ли он конкретную информацию расследованию — это его право, а не обязанность», — пояснил Кожоридзе.
Позиция Ираклия Гарибишвили
Как и следовало ожидать, «Нацдвижение» тут же во всём обвинило правительство «Грузинской мечты» и самого премьера Ираклия Гарибашвили.
В отличие от своих министров, у главы кабмина Грузии Ираклия Гарибашвили по поводу заявления Ники Гварамия возникли определённые сомнения: «У «Рустави 2» всегда есть «новые идеи» и навыки импровизации». Хотя и он тоже сразу выразил надежду, что дело будет срочно расследовано, чтобы выяснить, кто установил прослушку. Однако тут же поинтересовался, кто обнаружил скрытые видеокамеры.
Более того, 10 мая Ираклий Гарибашвили в интервью телекомпании «Имеди» заявил, что считает скандал хорошо продуманной провокацией.
По итогам расследования
По мнению Главной прокуратуры Грузии, видеокамеры тайного наблюдения в кабинетах руководителей телекомпании «Рустави 2» могли быть установлены еще в декабре 2012 года сотрудниками специальной службы государственной охраны, которая в тот период находилась в подчинении бывшего президента Михаила Саакашвили. Таково промежуточное заключение, которое сделала Главная прокуратура Грузии.
Стало известно, что прокуратура допросила сотрудников службы безопасности телекомпании и установила, что именно в конце декабря 2012 года на территорию телекомпании неожиданно прибыла машина спецслужбы государственной охраны. Причем службе безопасности телекомпании руководство приказало ни во что не вмешиваться.
Трое сотрудников спецслужбы госохраны со специальными кейсами прошли в кабинеты Ники Гварамия и других руководителей и находились там некоторое время. Более того, они попросили лестницу, которую им и принесли. После того, как они покинули здание телекомпании, служба охраны обнаружила в кабинетах начальников «следы» работы неожиданных гостей, в том числе сдвинутую плиту подвесного потолка и специфические дыры в потолке.
Одним из свидетелей, который дал эти показания, является бывший начальник службы безопасности телекомпании Теймураз Ковзиашвили, которого Ника Гварамия уволил с работы 7 мая 2014 года, на следующий день после того, как сделал заявление о прослушивании в его телекомпании.
Более того, в тот день, когда в офисе телекомпании работали сотрудники подчиненной Михаилу Саакашвили службы, он снял записи с размещенных в здании и по периметру видеокамер, которые зафиксировали приезд и нахождение в офисе сотрудников спецслужбы госохраны, переписал эти записи и сохранил их. Вместе с показаниями он передал прокуратуре и сделанные в декабре 2012 года записи.
Прокуратура допросила и самого Нику Гварамия, пытаясь узнать, от какого источника в МВД получил Гварамия сделанные в его телекомпании тайные записи. Но Гварамия отказался называть источник, который, как заявляет прокуратура, был очень важен для следствия.
Следствие интенсивно продолжается, и прокуратура обещает установить по этому делу объективную истину и сообщить ее общественности.
Комментарии