Уроды в милицейской форме
Легендарный генерал, бывший начальник ГУВД Санкт-Петербурга Анатолий Пониделко прославился не только знаменитой на всю страну перекраской стен милиции в розовый цвет, но и кадровыми чистками, и выходами милиционеров «в народ», и лозунгом «Честный милиционер важнее профессионала». Опальный генерал и сегодня говорит, что знает, как реформировать МВД.
Анатолия Пониделко можно без преувеличения назвать одним из первых реформаторов МВД. Именно он, занимавший должность главного милиционера северной столицы в 1996-98 годах, заявил сакраментальное: «Честность важнее профессионализма», «земля должна гореть под ногами пьяниц» и «милиция должна быть народной». Именно при нем из милицейских рядов были уволены более тысячи сотрудников, причем некоторые попадали под раздачу только из-за того, что имели личный автомобиль или приходили на работу без галстука. У него действительно генералы плакали, а любой приказ носил характер политического лозунга.
Как реформы Пониделко воплощались в жизнь и что о нем думали тысячи его подчиненных, вопрос отдельный. У генерала не отнять главного - он действительно хотел кардинально переделать «рожденную революцией». Специально для «Росбалта» Пониделко поделился своими мыслями о реформе МВД.
О крынке молока, испуганных начальниках и PR
«Я очень рад, что все мои поступки конца 90-х сегодня поддержаны властью и так или иначе воплощаются. Чиновники подняли архивы моей деятельности и по Санкт-Петербургу, и по всей России. Может быть, не все было правильным, но время показало мою правоту.
Что надо сделать? Первое - это очищение коллектива. Меня ругали, что я гоню профессионалов, но я и сейчас повторю: лучше я возьму где-нибудь на «Кировском заводе» честного рабочего и научу его работать, чем в милиции будут служить якобы профессионалы, которые продают Родину. Сейчас честные милиционеры нам нужны прежде всего.
Второе - необходимо знать обстановку в обществе, надо знать, что хочет и и о чем думает народ. Помните мои приемные? Я как-то 36 часов подряд принимал посетителей без сна и отдыха, но как начальник ГУВД лично знал проблемы народа.
Меня, как и сейчас Владислава Пиотровского, хотели обмануть. Пытались организовать приемные при губернаторе. Два часа работы, три зрителя в виде девушек с чаем и вопросы, которые может решить любой участковый. Но это была иллюзия работы. Тогда я перешел в кабинет ГУВД, потом, чтобы не мешать подчиненным, вел приемы просто в Доме культуры. Начальник милиции Петербурга - и в ДК! И люди шли ко мне напрямую.
Потом прием вместе со мной стали вести представители Управления. Они почувствовали, что это не формальность, не придут - будут уволены. Каждая жалоба должна доходить до адресата. И в конце концов перед моей приемной милиционеры устраивали посты и отлавливали посетителей, спрашивали, откуда они, из какого района? Хватали «своих» и быстренько разъезжались по районам - лишь бы те не дошли до меня. Потому что жалобы граждан, которые они несут к начальнику милиции, - это результат невыполнения работы на местах.
Тогда говорили: «один барин принимает простой народ в городе - это Пониделко». И мне люди приносили крынку молока, плакали, благодарили. Я не мог их выгнать, мне было их жалко. Я принимал заявления и нес в прокуратуру. Иван Сыдорук, бывший тогда прокурором Санкт-Петербурга, возмущался: «Да что он лезет, что он себе позволяет?!» Это было очень обидно. Но тогда обеспечьте, чтобы я дома лежал на диване и плевал в потолок.
Сейчас Пиотровский пытается делать выходы в народ, но больше это похоже на пиар. И у них не хватает смелости сказать, что он - не первый. Первым был я».
«Уроды в милицейской форме»
«Я начал с главного - обучения людей.
Помните, я тогда сказал, что наша милиция не может не только задержать преступника, но даже убежать от него? Уроды в милицейской форме. Ленивые, зажравшиеся, толстые, ничего не умеющие.
Я тогда заставлял их бегать, стрелять, чисто одеваться. Давал личные свои деньги тем, кто 30 очков в мишени выбьет (женщинам - 29). В какой-нибудь деревне 100 рублей (или сколько там было) участковому снимали все проблемы!
Воспитание должно быть. Нынешние все эти психологи-социологи - неучи и бездельники. Раньше была целая школа воспитания. Политруки милицейские посещали семьи, в нашей казенной службе это очень важно: знать, у кого какие проблемы, у кого жена заболела, кому деньги нужны. Была категория людей, которая занималась непосредственно служивыми. Мы и командирам могли сказать, что они неправильно делают.
А теперь что? Побросали жен, занялись девочками 19-летними. Проросла вся гнилость. Какие это воспитатели? Ушло самое главное - личный пример. Начальники не стесняясь стали магазины покупать, автомобили. И закрывать глаза на преступления других - ведь сам грешен, что с других спрашивать?
Мне предлагали по 5 миллионов, и Березовский давал, и некоторые нынешние. Ох, какой бы я был богатый, если бы брал! Но у меня даже машины толком нет, мне нечего бояться. И охраны у меня никакой нет, зато есть друзья».
«Эти люди не сделают реформы»
«Сегодня весь высший состав от Нургалиева до начальника какого-нибудь РУВД - это не те люди, которые способны реформировать систему. Должен быть хирург, способный резать по живому.
А тут как реформировать, если 40 лет служил рядом с человеком, а потом его надо уволить? Он попросит: дай еще пару лет до пенсии. И как откажешь? И таких сейчас большинство. Прав был Путин, назначивший министром обороны мебельщика. Потому что он независим. И я бы сейчас предложил Нургалиеву уйти в оставку, а на его место поставить управляющего из депутатского корпуса, может быть, женщину. Есть же такие - и.о. министра МВД, например.
На местах надо найти новых куликовых (Александр Куликов - бывший министр внутренних дел РФ, прим. ред.) и пониделко - есть ведь люди, желающие и умеющие работать. Ведь почему не получаются реформы в России? Потому что существует треугольник: власть-милиция-бандиты. Это криминальный капитализм.
А начинать надо с низов: искать участковых нормальных, параллельно создавать народные дружины, обратить внимание на ребят из суворовских и других военных училищ. Причем тех, за чье поступление платили, в милицию уже не брать - они уже испорчены, они знают, что все покупается, поэтому и дальше будут себя так вести. А молодежь, когда увидит, что пришли честные начальники, тоже пойдет в милицию, ведь все пацаны в детстве искренне хотят бандитов ловить, и никуда это не девается. Набрать новых - не проблема.
Еще бы я закрыл все телеканалы, где «милицейские» фильмы гоняют. Нельзя показывать, как пьяные менты друг в друга стреляют, пьют, изменяют женам. Я не противник чего-то нового, но похабить мою структуру, которой отдал 40 лет, не дам. Не все же такие, так зачем такой образ выдавать?
Милицейскую медицину надо отдать гражданке, ведь сейчас в милицию по приказу принимают, потому и берут всех, кого попало. Приходят явные дебилы, а на врачей давят: бери, бери. И вот результат - Евсюков. Какие к черту психологические перегрузки?! У нас что, не было перегрузок? У меня с семьей 11 переездов по Союзу было, но хуже мы же не стали.
Нужны рокировки, как сейчас с Хлопониным. Надо брать ребят с Урала, из Сибири. Надо возвращать тех милиционеров, которые ушли в банкиры и предприниматели. Они вернутся, когда увидят, что снова на руководящие должности пришли профессионалы.
И я бы вернулся. До последнего думал, что позовут.
Комментарии