В Армении отмечают мрачную годовщину событий 1915 года
                        В 1915 году в Османской империи были изгнаны из родных мест и  уничтожены около полутора миллионов армян. Оставшиеся чудом в живых  бежали в другие страны. Трагедия почти столетней давности до сих пор  болью отзывается в сердцах армян.
 
 Саднящие раны и память о пережитом каждый год собирают армян под крылом  мемориала Цицернакаберд (в переводе с армянского — "Ласточкина  крепость"). В этот день десятки тысяч армян укладывают живую стену из  цветов вокруг Вечного огня на Мемориале, не думая о политических и  идеологических маневрах, и просто вспоминают погибших.
События 1915 года словами историка
Историк Левон Микаэлян с горечью в голосе рассказал КАВПОЛИТУ о событиях 1915 года.
"В  те смутные дни в начале прошлого века «армянский вопрос» турецкие  правители начали решать с помощью репрессий среди интеллигенции. 24  апреля 1915 года было арестовано около тысячи поэтов, композиторов,  журналистов и художников. В сырых застенках турецких зинданов были  замучены известные писатели и поэты – Сиаманто, Даниел Варужан, Григор  Зограб, Рубен Севак. Увы, они нашли успокоение только среди воспетых ими  космических звезд. Потерял рассудок великий армянский композитор  Комитас.
А затем начались репрессии в отношении армянских промышленников и  купцов. Потом были разоружены и расстреляны тысячи армян, служивших в  турецкой армии. Их осиротевшие семьи сгонялись в пустыни Месопотамии под  конвоем турецких солдат и курдских добровольцев", – подытожил историк.
События 1915 года глазами режиссера
Воспоминаниями  сквозь призму времени делился французский режиссер, армянин "до мозга  до костей" Анри Верней (Ашот Малакян): "С пяти лет я стоял в храмах,  держал свечи и пел шараканы гениального Комитаса".
Для семьи  Ашота-Анри, бежавшей от геноцида, Франция стала не просто крышей над  головой, где можно переночевать в холодную ночь, а Домом. Годы спустя  мастер на одном дыхании снял автобиографическую картину «Майрик»  («Мама»). Сюжет фильма рассказывает о жизни семьи эмигрантов, бежавших  от геноцида 1915 года в Марсель. Фильм был переведен на русский язык и  представлен российской общественности. Однако «Майрик» была воспринята  турецкой стороной в штыки. Исполнившему главную роль в фильме, актеру  Омару Шерифу, запретили въезд в Турцию. Но в последствии запрет все-таки  отменили…
События 1915 года в воспоминаниях учителя
"Помнить  – значит жить, – рассказывает учительница младших классов Вануи  Согомонян. – Я каждый год 24 апреля хожу в Цицернакаберд. Трудно  поверить, но у нас дома есть щепоть земли из города Ван. Именно оттуда  бежали в Ереван мои предки. У этой сырой землицы интересная история.  Бабушка рассказывала, что каждый армянин, который покидает свою страну,  должен взять с собой не сундук с золотом, не чемодан с вещами, а узелок с  родной землей. Эта щепотка лечила от тоски по родному краю моих  предков. Теперь лечит и меня. Все превращается в пепел и золу. Все,  кроме памяти".
События 1915 года в восприятии жительницы Еревана
«Мою  прабабушку Зинаиду с двумя сестренками родители вывезли из Карса в  Россию в... огромном сундуке, – рассказывает жительница Еревана Лусине  Камбарян. – Спасались от геноцида 1915 года. Вернулись в Ереван в конце  1940–х годов. Я со дня рождения слышала ужасные истории о прошедших  годах и выросла на них. Думаю, что без раскаяния со стороны турецких  властей не может быть и речи о нормализации взаимоотношений».
«Когда  сегодня некоторые СМИ, политики и прочие «деятели» в Турции опять  начинают педалировать тему геноцида, это свидетельствует лишь об их  потугах завоевать дешевый авторитет у маргиналов и лжепатриотов. Просто  политики должны понять, что не надо корчить из себя святош. Почему бы не  попытаться оправдываться? Необходимо однажды набраться мужества, сесть  за «стол откровений» и рассказать о себе правду без всяких «но» и  «потому что». С откровения начинается очищение», – заключила Камбарян.
«Горе армянам, когда-либо втянутым в европейскую политику»
Странно,  что согласно свидетельствам историков в тот период практически никто из  представителей европейских держав не заступился за армянский народ.
Увидев  то, что Лига наций медлит и не решает вопрос репатриации армян,  спекулируя данным вопросом, в дело вмешался известный филантроп,  общественный и политический деятель, гуманист Фритьоф Нансен. «Горе  армянам, когда-либо втянутым в европейскую политику. Было бы гораздо  лучше, если бы слово «Армения» никогда не произносилось бы ни одним  европейским дипломатом», – впоследствии напишет Нансен в своем дневнике.
Кстати, у этого колоритного норвежца была довольно-таки необычная  биография. Ученый зоолог, участвовавший в известных океанографических  экспедициях, слыл хорошим спортсменом. Но не спортивные и научные  достижения Нансена привели его к Нобелевской премии.
 Известный гуманист  получил престижную награду «За многолетние усилия по оказанию помощи  беззащитным». Нансен помогал бороться с голодом в Поволжье. Армянским  беженцам Фритьоф Нансен стал выдавать так называемые «нансеновские  паспорта». Впоследствии, благодаря этому документу 320 тысяч армян  получили убежище и гражданство в 52 странах мира. 
Сегодня в одном  из столичных парков подходит к концу работа по строительству музея и  часовни имени известного норвежского гуманиста. Здесь будут храниться  нансеновкие паспорта, заметки и рукописи великого океанографа.
«Этот  человек взвалил на свои плечи дело, за которое не решился взяться ни  один представитель великих держав, – говорит сегодня президент Фонда  имени Нансена Феликс Бахчинян. – Мы, армяне, всегда будем любить и  почитать его и склоняться с глубокой благодарностью перед его именем —  именем человека, которого сам Всевышний послал защищать и представлять  наше дело. Пусть дух его найдет успокоение в бесконечности, где уже  никакие человеческие горести не нарушат его святого и вечного покоя».
Пропасть недоверия
Прошло  почти сто лет, но восстановление армяно-турецких взаимоотношений –  больной вопрос. Мысль об этом, безусловно, важный посыл для налаживания  контактов. Но пока перенесенная в начале прошлого века травма продолжает  оставаться одной из важных составляющих этнического самосознания  армянского народа.
Не зря в Бейруте в ходе переговоров по  подписанию протоколов о развитии двухсторонних взаимоотношений между  Арменией и Турцией, Сержу Саргсяну устроили «горячий прием», закидав  кортеж президента камнями. Ведь не секрет, что некоторые бежавшие от  геноцида армяне обрели кров именно в Ливане. Сегодня их потомки не  намерены налаживать диалог между Арменией и Турцией. Любое упоминание о  развитии армяно-турецких отношений провоцирует шторм в их сознании.
Да  и Карабахский конфликт, в котором Турция выступает на стороне  Азербайджана, вызывает в Армении недоверие к турецкой стороне. Ведь в  1993 году во время карабахской войны в знак солидарности с Азербайджаном  армяно-турецкая граница по инициативе Анкары оказалась на замке.  Уравнение стало еще более сложным, а возможность быстрого решения  проблемы – менее реальной.
Без выхода
Однако сегодня армяно-турецкие  отношения зависят не только от событий прошлого, но и от нынешних  реалий. А реалии таковы, что Армения находится практически в полной  региональной изоляции. Это «душит» развитие страны и не оставляет поля  для маневров. Именно поэтому из года в год вопрос об армяно-турецких  отношениях обрастает дополнительными сюжетами, да и порядком  политизируется. В ход идет все – от турецкого курса на евроинтеграцию,  который никак не может реализоваться, до общественного восприятия  ситуации, причем на контрасте с восприятием армянских диаспор в мире.
Противники президентского курса из «Дашнакцутюн» не раз обозначали свою позицию по вопросу армяно-турецких отношений:
«Мы  не против открытия армяно-турецкой границы. Как говорил восточный  мудрец Ибрагим Аль Хусри: «Одно и то же слово и совет на пользу мудрецу,  глупцу во вред». Но нельзя предавать память погибших. Под ножницы резни  попало 1,5 миллиона армян. Это – половина всех армян по состоянию на  начало прошлого века. Мы допустили в истории много ошибок. Поэтому  подписывать подобные соглашения нельзя!
Однако,  скорее всего, правящая верхушка оказалась не согласна с такой точкой  зрения. Еще бывший премьер-министр Армении Тигран Саркисян говорил, что  «когда будут установлены дипломатические отношения, когда будет открыта  граница, тогда будут установлены дипломатические отношения, которые  станут стимулировать экономическую интеграцию армянской экономики с  турецкой экономикой».
А на днях глава офиса «Ай дат» Киро Маноян сделал достаточно провокационное заявление:
«Армения  обязана отозвать подписи под армяно-турецкими протоколами. Своим  существованием эти документы наносят Армении огромный вред. Турция  использует их, демонстрируя, что между нашими странами существуют  какие-то отношения. Мы не должны вступать в столетие с этими  протоколами. Полагаю, мир не будет винить Армению, поскольку Турции было  дано довольно много времени для них».
Взаимовыгодное сближение
Бесспорно, сегодня  эмоций с лихвой хватает с обеих сторон. А многочисленные попытки  деятелей по обе стороны границы создать форум, на котором можно было бы  обсудить вопросы сближения двух стран, заканчивались громкими провалами.  В обеих странах эти попытки лишь вызывали враждебность. И все же,  иногда появляются признаки более реалистичного подхода, во всяком случае  в официальных кругах. Если произойдет сближение, обе страны получат от  него существенную пользу. Причем речь идет не только о приграничной  торговле. Но, двигаться к этому надо осторожными шагами…
                        
                     
                    
Комментарии
Братики, давайте, когда мы все выйдем из тюрьмы, будем крепче дружить между народами против проходимцев и нарушителей.
Выявлять и заставлять уважать Историю своего народа.
Её умные люди писали, а не какие нибудь простые негодяи!!!
И не просто живет,а благоденствуют.
Более того,огромное число армян приезжают в Турцию из Армении и занимаются там бизнесом.
В частности армянские проститутки добиваются рекордов по своим показателям.
А вот из нищей и паразитической Армении происходит массовый исход армян.