Улыбка великого соседа
На стремительный взлет китайской экономики и военной мощи наши сограждане отвечают отказом от привычных опасений и верой в иллюзию, будто Россия куда влиятельнее, чем Китай. "Китайская надежда" Кремля временно усвоена широкой общественностью.
Согласно результатам опроса фонда "Общественное мнение", 64% наших сограждан полагают сегодня, что Россия имеет больше влияния в мире, чем Китай. Противоположного мнения придерживаются всего 17%. Даже летом 2008-го, на пике нашего экономического чуда, соотношение было чуть скромнее - 63% к 21%.
Вот что значат, во-первых, "эффект Крыма", а во-вторых, неосведомленность россиян об устройстве окружающей действительности. Даже в такой продвинутой группе опрошенных, как москвичи, доля знающих, что Китай в мире все-таки более влиятелен, достигает лишь 32%, а те, кто отказывается видеть в упор то, что есть, сохраняют большинство и в столице - 56%.
Владимир Путин в мае едет в Пекин. После ссоры с Западом надежды на экономическое партнерство (а еще лучше - на союзничество) с дальневосточной сверхдержавой не просто велики. Они окрашены эмоциями высочайшего накала. Через пропагандистскую машину эти чувства передаются народу, который чутко на них откликается. По тому же опросу, 74% россиян считают сейчас Китай дружественной страной и только 9% - недружественной. В 2008-м соотношение было 54% к 24%.
Все прочие индикаторы также говорят о крутом росте симпатий и не менее крутом спаде привычных опасений. Если в "докрымские" годы на вопрос о том, угрожает ли усиление Китая интересам России, примерно 40% отвечали "угрожает" и чуть меньше - "не угрожает", то сегодня тех, кто видит угрозу, стало 19%, а тех, кто ее не видит - 57%.
Надо добавить, что само по себе усиление Китая сомнений у большинства все же не вызывает. В 2014-м, как и в 2008-м, больше половины опрошенных соглашались с тем, что Китай развивается успешнее России, а четверть и тогда, и теперь полагала, что дело обстоит наоборот.
Иными словами, сегодня, как и шесть лет назад, образ Китая в массовом российском сознании примерно таков: это большая, но не слишком влиятельная, хотя и неплохо развивающаяся (видимо, ввиду своей стартовой отсталости) страна. Полезный, стабильный и, как сегодня выясняется, безопасный друг в неуютном мире, который вдруг оказался полон врагов.
А теперь сравним несколько экономических и военных индикаторов 2008-го и 2013-го годов.
Возьмем номинальные величины ВВП, т.е. вычисленные по текущим обменным курсам валют. Ведь именно в номинальных единицах принято определять военные расходы и объемы внешней торговли.
Итак, в 2008-м номинальный ВВП Китая составлял $4,52 трлн (32% от ВВП США, равный тогда $14,29 трлн), а ВВП России - $1,66 трлн (37% от китайского). В 2013-м ВВП Китая был уже $8,94 трлн (53% от ВВП США, который составил $16,72 трлн), а российский достиг $2,11 трлн (24% от китайского). Всего за пять лет разрыв между Китаем и США резко сократился, между Россией и Китаем столь же резко вырос, а между США и Россией остался прежним.
Для полноты картины сравним также и ВВП, вычисленные по паритету покупательной способности. В 2008-м для Китая этот показатель составлял $8,23 трлн (58% от американского и почти вчетверо больше российского), а в 2013-м - $13,37 трлн (80% от американского и в пять раз больше российского).
За кризисные и посткризисные годы Китай совершил огромный рывок вперед. Если по номинальной стоимости ВВП он еще серьезно отстает от Америки, то по размерам экономики (тут ВВП, вычисленный по ППС, - главный индикатор) уже дышит ей в затылок. О таких деталях, как скачок в развитии инфраструктуры, росте качества образования и освоении новых технологий, можно и не говорить по причине их общеизвестности.
А для нашей страны эти же годы были временем неверных решений и топтания на месте. Если в 1999-м - 2008-м Россия укрепляла свои мировые экономические позиции, то с 2008-го и по сей день она их теряет. Снижается, соответственно, и ценность нашей державы как торгово-экономического партнера.
Посмотрим на структуру внешней торговли, которую у нас надеются переориентировать на Китай.
По сведениям Росстата, на КНР в 2013-м пришлись 10,5% российского товарооборота ($89 млрд), в том числе экспорт составил $36,5 млрд, импорт - $53,2 млрд. Вопреки бравурным обещаниям высших должностных лиц и прогнозам близких к ним аналитических структур, российско-китайская торговля в 2013-м почти не выросла, а экспорт в КНР наших товаров (в основном энергоносителей) даже упал. При этом Китай и сейчас крупнейший торговый партнер России, а зависимость российского рынка от китайского импорта (он составляет 15% всех импортных поставок к нам) уже и теперь очень велика.
Поэтому планы радикально увеличить эту торговлю подразумевают огромные и дорогостоящие усилия российской стороны для наращивания нефтегазового и другого сырьевого экспорта в Китай, чтобы догнать и уравновесить гигантский и, как надеются в Кремле, все возрастающий китайский импорт. Результатом (в случае счастливого воплощения в жизнь этих намерений) станет критическая зависимость российской экономики и российского бюджета от китайских закупок, а российского рынка - от китайских поставок.
Причем зависимость заведомо односторонняя. В 2013-м на торговлю с Россией пришлись всего 2,2% китайского товарооборота (который достиг $3,98 трлн). Для сравнения: товарооборот Китая и США составил полтриллиона, с Японией - треть триллиона, а с Кореей - четверть триллиона (т.е. почти втрое больше сегодняшнего российско-китайского товарооборота). Не очевидно, что даже поставив себя в полную внешнеторговую зависимость от Китая, наша страна сможет занять место хотя бы в первой тройке хозяйственных партнеров дальневосточной сверхдержавы.
Китай уже привыкли называть сверхдержавой, но к этому слову обычно еще добавляют "экономическая". Можно только изумляться тому мастерству, с которым государство, приписывающее себе череду военных побед над Японией, Америкой, Индией и Советским Союзом и уже десяток лет уверенно удерживающее второе место в мире по военным расходам, убеждает мир, будто ничто, кроме проблем хозяйственного развития, его всерьез не волнует.
В том числе и отсюда происходит то детское простодушие, с которым большинство россиян сообщает, что Пекин, мол, "менее влиятелен", чем Москва. Если мерить влиятельность частотой напоминаний о себе, то конечно. Точно таким же порядком можно сказать, что в Южной Америке самая влиятельная держава вовсе не могучая двухсотмиллионная Бразилия, а революционная Венесуэла, которая всемеро меньше по населению и размерам экономики, но зато голосисто обличает Соединенные Штаты.
Что же до китайской военной мощи, то о ней можно только две вещи сказать с полной уверенностью: что она очень велика и быстро растет. Реальные китайские военные расходы оцениваются лишь приблизительно, а масштабы технологического обновления угадываются только по фрагментам, которые попадают в поле зрения экспертов.
Так или иначе, но, по оценкам стокгольмского аналитического центра SIPRI, суммарные (а не только формальные) военные траты Китая поднялись в 2013-м до $188 млрд, а оцененные таким же порядком российские не достигли $100 млрд. В 2008-м соотношение было чуть более выгодным для России - $107 млрд у них и $68 млрд у нас. Причем наша страна сейчас расходует на эти цели уже 4,5% номинального ВВП и, ввиду стагнации экономики, может наращивать такие траты, лишь увеличивая их долю. А в Китае просто поддерживают военные расходы на уровне 2% ВВП, и они растут вместе с экономикой. У нас военные траты почти на пределе и все равно почти вдвое меньше китайских. А в Китае их могут увеличить в разы буквально за год-два. Стоит только захотеть.
Почти открыто провозглашаемый нынче принцип Кремля стар как мир: "Сильному можно то, чего нельзя слабому". Принцип как принцип. Но идти с ним к тому, кто явно и гораздо сильнее, да еще и воображать, что он почему-то поведет себя не так, как ты? И надеяться на равное партнерство там, где понятия "брат" нет вовсе, а есть только понятия "старший брат" и "младший брат"?
Великий сосед с улыбкой ждет гостей.
Комментарии
Экономика - это люди, в первую очередь, и их потенциал,
а цифры и показатели всякие-разные - вторичны (не причина, а лишь следствие).
Путин и картонные плечи
Путин и стерхи..
Путин и амфоры…
Путин и Калина…
Путин и велосипедка…
Путин и экономика - хе хе......
Книга «Китай недоволен!»
«Мы должны управлять намного большими, чем в настоящее время, ресурсами; экономически управлять; политически направлять; мы должны руководить этим миром.
С точки зрения истории человеческой цивилизации у нас больше всего прав (оснований) руководить этим миром. Люди Запада должны стоять вторыми в этой очереди.
Мы признаём великие достижения цивилизации Запада, но если исходить
из зафиксированной истории всего человечества, Китай имеет больше прав управлять миром..."
Китайцы не уйдут, они совершенно легально поглотят Восточную Сибирь и Дальний Восток, полностью привязав его к себе экономически и колонизировав демографически.
Отыграть ситуацию назад будет невозможно уже никаким способом.
Даже если предположить, что в Кремле появится такая власть, которая попросит китайцев уйти, излишне объяснять, что сделано это не будет.
А сил для того, чтобы заставить их уйти, у Москвы не будет тем более.
Причем, начнут с Дальнего востока. "Воссоединят территорию с Китаем". Всего 160 лет назад Российская империя присвоила себе Приморье, воспользовавшись Опиумными войнами - слабостью Китая, противостоявшего Англии и Франции. И Китайцы "восстановят справедливость", благо у них накапливается число прецедентов вроде косовского. Это лишь вопрос времени. Вероятно, это совпадёт с падением цен на энергоносители - года через полтора-два-три. Внутренние противоречия Китая потребуют классической "маленькой победоносной войны". Агрессия молодого поколения мужчин из-за дефицита молодых женщин, на протяжении 25 лет избирательно уничтожаемых пренатально, кипит и зовёт в бой. Пара классических провокаций, и ввод войск на территорию ДВ под предлогом "защиты интересов китайских граждан и членов их семей" обеспечен. А русскоязычные жители станут заложниками и живым щитом. Ядерную войну никто не посмеет развязать из чувства самосохранения. Сейчас ядерным оружием можно лишь стращать.
Непонятно, что с чем вы тут измерять изволите?
В деревне Клюевка, всего 10 жителей, а "военные траты" - 10 млрд, это будет - больше чем в Китае, или меньше, по вашей логике? Если у жителей деревни "военные траты" сократятся - аж в два раза, и составят всего 5 млрд, это будет больше, чем в Китае, или тут все-таки - кто-то что-то не так как надо подсчитывает?
http://www.xe.com/currencycharts/?from=CNY&to=USD&view=10Y
10 млрд - это 10000 танков (предположим). 20 млрд - это 20000 танков.
Где больше военные траты - там больше оружия.
Всё.
И количество населения тут роли не играет..
Ага, 20000 танков, а ежли там жителей всего 3000, то и учитывать придется - лишь 1000 танков, это по максимуму, (остальные будут не боеспособны без экипажа).
На 1 января 2014 года по оценке Росстата в России было 143 666 931[1] постоянных жителей.
Плотность населения — 8,40 чел./км2 (2014).
Счетчик населения Китая
1 366 273 516 Текущее население
http://countrymeters.info/ru/China/
Почувствуйте разницу!
Я вам даже больше скажу - НАМНОГО меньше.
:))
Россия: 107000000000/143666931=744,7782
744,7782/137,6006=5,4126
Я - не математик, ежли что.
Это смотря как считать.
Или вы о том, что всем пора: "Назад к ВПК" (лагерь, завод, хрущебы), и в СССР, соответственно.
Заводы - рабочим,
прибыль - евреям,
и Слава - диктатуре Партийного олигархата. (за точность не ручаюсь).
А китай - куда влиятельнее, но не хулиганит, поэтому его в медиа-пространстве гораздо меньше.
То есть путин на слуху, он генератор новостей и создается эффект, что он величина.
Воюющий с собственным Народом ложится под тех кто гарантирует безопасность оккупационному режиму.