Кавказ как призрачная угроза
                        Сегодня ночью в Мариуполе при штурме военной части убили трех  человек. В Славянске сторонники федерализации продолжают удерживать  шесть бронемашин. В Женеве начинается четырехсторонняя встреча по  Украине. Впрочем, вы ведь и сами отлично всё это знаете. 
Немного о пропаганде
У  каждого украинского пропагандиста есть набор тезисов, которые он  употребляет в общении с теми, кого считает врагами Майдана. Первый тезис  «вы зомбированы российским телевидением». Употребляется в самую первую  очередь, после того как украинский пропагандист удостоверится в том, что  собеседник недостаточно восторженно говорит о Майдане. Особенно смешно  этот довод выглядит по отношению к тем, кто десятилетиями живет в США  или Австралии — среди них, как ни странно, тоже есть противники Майдана.  В то, что в России есть люди, которые не смотрят телевизор, украинский  пропагандист представить не может. Так же как он не может представить,  что стать противником Майдана очень просто, читая исключительно УНИАН и  «Украинскую правду».
Если «неотразимый» довод про зомбированность  российским телевидением не срабатывает, то пропагандист переключается на  следующий тезис: «разберитесь сперва со своими проблемами, а потом к  нам лезьте». У самых «продвинутых» пропагандистов эта лемма доходит до  максимума — «только граждане страны имеют право обсуждать происходящее в  ней».
Почему так — пропагандист объяснить не может. Как  оскорбляет Украину то, что её обсуждают в России? Как оскорбляет Англию,  если её обсуждают в США? Как оскорбляет Новую Зеландию, если её  обсуждают в Австралии? Обычно, если украинский пропагандист на этой  стадии разговора еще в состоянии вести нормальный разговор, не  скатываясь к оскорблениям «ватник-быдло-колорад», то он начинает  обвинять своего российского собеседника в империализме и комплексе  «старшего брата». В ответ ему говорят про «комплекс младшего брата», и  разговор к обоюдному удовлетворению переходит на оскорбления и через  какое-то время завершается.
Но в одном украинский пропагандист прав. Внимание граждан России  настолько приковано к происходящему в Славянске и Краматорске, что на  события внутри России времени уже не остается. А ведь тут тоже  происходит много всего интересного.
Причем нельзя сказать, что это  СМИ зомбируют россиян Украиной. Про события в соседней стране пишут и  блогеры, причем не только топовые, которых опять-таки теоретически можно  обвинить в «купленности». То, что внимание всей России привлечено к  Украине – бесспорный, и, как говорится, медицинский факт.
То, что  «маленькая победоносная война» является лучшим средством отвлечь народ  от внутренних проблем в государстве, было известно задолго до  сформулировавшего эту мысль Вячеслава Плеве. В случае с Украиной не  потребовалось даже войны — революция и её последствия полностью отвлекли  граждан России от внутренней повестки дня.
Смена приоритетов
До  начала кровавой фазы Майдана в топовых новостях российских СМИ  практически ежедневно появлялись новости о том, что в каком-то регионе  России «кавказцы» с кем-то повздорили, подрались или даже кого-то убили.  А теперь попробуйте вспомнить, когда вы читали последнюю новость на эту  тему? До событий в Донецкой области сообщения о контртеррористических  операциях на Северном Кавказе и об убийствах чиновников и религиозных  деятелей в Дагестане привлекали достаточно пристальное внимание и  журналистов, и блогеров, и потребителей информации.
11 апреля в  Дагестане в Кизилюртовском районе застрелили Магомеда Закарьяева – имама  сельской мечети. Вчера на окраине Махачкалы были уничтожены пять  боевиков. Сегодня утром в Хасавюрте были убиты депутат народного  собрания Дагестана Муса Иславов и его водитель. В московском Зеленограде  дагестанец ударил ножом трех человек, включая свою беременную невесту. В  Рязанской области вынесен приговор дагестанцу, убившему в церкви  пожилую служительницу.
Каждая из вышеперечисленных новостей могла  бы стать поводом для громкого скандала, попыток националистов вывести  народ на «сход» (кто-нибудь еще помнит, что это такое?), призывов  Жириновского про колючую проволоку и ограничение рождаемости, и прочая, и  прочая. Но никому нет дела до проблем, которые несколько месяцев назад  волновали буквально всех и каждого. Волнует другое — как там Мариуполь,  держится ли? Как там Крым — будет ли посевная? Что там Аляска — не  соскучилась ли по России?
Для того, чтобы утверждать, что Россия  намеренно переключает внимание своих граждан с внутренних проблем на  внешние, нужно быть тем самым вышеупомянутым украинским пропагандистом.  Но сказать, что российские власти не пользуются отвлечением внимания,  тоже было бы не вполне верно.
В Госдуме прошло первое чтение  закона о местном самоуправлении, который фактически отменяет прямые  выборы мэров и городских парламентов. Следят за этим только крайне  малочисленные активисты «Яблока» и других партий, чьи шансы избраться  мэром ничтожны, а провести в городской парламент более 2-3 депутатов  крайне призрачны. Все остальные наперебой выпускают заявления по поводу  Украины и Крыма.
Чиновники опубликовали декларации о доходах.  Каждый год их чуть ли не с лупой изучали оппозиционные политики и  журналисты, но в этом году подсчетом денег в карманах «слуг народа»  заниматься неинтересно — есть же Украина и Крым.
Пожалуй, можно  даже сказать, что российские власти недостаточно активно пользуются тем,  что всеобщее внимание обращено на происходящее к юго-западу от  российских границ и на новообретенном полуострове. Сейчас, наверное,  можно было ввести телесные наказания и вернуть крепостное право — и  большинство граждан вряд ли обратили бы на это внимание.  Или наоборот  — разрешить однополые браки и эвтаназию.
Впрочем, шутки шутками,  но один серьезный вывод из того, как активно и с какой готовностью  граждане России переключились на украинские события, сделать можно.
Нет новостей — нет проблемы
Речь,  разумеется, о «проблеме Кавказа». Как мы продемонстрировали выше,  проблем ни на Северном Кавказе, ни связанных с приезжими с Северного  Кавказа в других регионах России меньше не стало. Но беспокоить они  граждан стали гораздо меньше. А уж как российские «диванные войска»  грозят украинским коллегам чеченскими отрядами и с какой гордостью  вспоминают участие батальона «Восток» в войне в Южной Осетии — любо  дорого посмотреть.
Безусловно, внешний враг объединяет страну, и  происходящее на Украине это доказывает — многие русскоязычные граждане  страны, не желающие возвращения в Россию, в эти дни чувствуют  необыкновенную близость с «Правым сектором», «Свободой» и другими  идеологическими наследниками Бандеры и Шухевича. Но проблема в том, что  врага на Украине подавляющее большинство россиян не видит. Всеобщее  внимание привлечено к Украине не потому что там враг, а потому что там  интересно.
И то, что из-за этого интереса практически все, включая  самых «записных» националистов, дружно забыли о страшной «кавказской  угрозе», наперебой пишут про «русскую весну» на Украине, а читатели  другой информации от них и не требуют, позволяет задать вопрос.
А  может и не было никакой страшной «кавказской угрозы»? Может, почудилась?  Может, просто раньше у националистов, как у почтальона Печкина,  велосипеда не было, поэтому они злые были и на граждан России бросались?  А теперь «велосипед» в лице событий на Украине есть, и про  «инородческую оккупацию» можно с чистой совестью забыть?
Разумеется, они не забудут. И как только исчезнут регулярные  информационные поводы с Украины, вспомнят и про убийство в церкви, и про  нож в живот беременной невесте, и про многое другое.
Но когда они  снова начнут писать про «войну Кавказа против русского народа»,  напомните им про эти месяцы, когда лозунг «русских людей обижают» был  перенесен с Кавказа на Донбасс без всяких негативных последствий для  России. То, что выпадение из информационного поля кавказской проблемы  оказалось столь спокойным и естественным, свидетельствует только об  одном — проблема была и остается надуманной и искусственно созданной. 
Что,  дагестанцы не убивают других граждан России в Москве и Подмосковье?  Конечно, убивают — так же, как делают это и сами москвичи с  подмосквичами, а также приезжие из Псковской, Самарской и Новосибирской  областей. Что, на Северном Кавказе нет серьезных экономических проблем и  проблем с безопасностью граждан? Разумеется, есть — так же, как есть  они в Курганской области или Тыве.
Возможность благодаря Украине  отказаться от предложенной националистами и с удовольствием подхваченной  журналистами «желтых» СМИ антикавказской повестки дня может стать  отличным поводом переформатировать эту самую повестку, безусловно,  негативную для единства страны и общества.
Вот только верится в эту идиллию, конечно, с трудом.
Но  когда вы в следующий раз прочитаете или услышите очередное воззвание,  посвященное тому, что Кавказ и кавказцы — это главная проблема в России,  вспомните о «русской весне» 2014 года, когда про эту «главную проблему»  все дружно позабыли. И подумайте еще раз — является ли важной проблема,  о которой можно спокойно не говорить месяцами. 
                        
                     
                    
Комментарии