Сверим часы. История атомных приборов измерения времени
Прогресс не стоит на месте ─ совсем недавно в США были созданы высокоточные атомные часы, которые совершают ошибку в одну секунду за 300 миллионов лет. Эти часы, заменившие старую модель, которая допускала ошибку в одну секунду за сто миллионов лет, теперь задают стандарт американского гражданского времени. «Лента.ру» решила вспомнить историю создания атомных часов.
Первый атом
Для того, чтобы создать часы, достаточно использовать любой периодический процесс, и история часов ─ это история появления либо новых источников энергии, либо новых колебательных систем, используемых в часах. Самыми простыми часами являются, вероятно, солнечные: для их работы необходимо только Солнце и предмет, который отбрасывает тень. Недостатки таких часов видны уже сразу: они могут работать только в солнечную погоду. Водяные и песочные часы тоже не лучше: они пригодны лишь для измерения сравнительно коротких промежутков времени.
Самые древние механические часы найдены в 1901 году рядом с островом Антикитера на затонувшем корабле в Эгейском море. Они содержат около 30 бронзовых шестерен в деревянном корпусе размером 33 на 18 на 10 сантиметров и датируются примерно сотым годом до нашей эры.
Фрагмент антикитерского механизма Фото: Marsyas / Wikipedia.org
В течение почти двух тысяч лет механические часы были самыми точными и надежными. Появление в 1657 году классического труда Христиана Гюйгенса «Маятниковые часы» («Horologium oscillatorium, sive de motu pendulorum an horologia aptato demonstrationes geometrica») с описанием устройства часов с маятником в качестве колебательной системы, стали, вероятно, апогеем в истории развития механических часов.
Однако астрономы и мореплаватели все равно использовали звездное небо и карты для определения своего местоположения и точного времени. Первые же электрические часы изобрел в 1814 году Францис Роналдс. Первые такие часы были неточными из-за чувствительности к изменениям температуры.
Дальнейшая история часов связана с использованием в устройствах разных колебательных систем. Представленные в 1927 году сотрудниками Лабораторий Белла кварцевые часы используют пьезоэлектрические свойства кристалла кварца: при воздействии на него электрического тока кристалл начинает сжиматься. Современные кварцевые хронометры могут обеспечить точность до 0,3 секунд в месяц. Однако, поскольку кварц подвержен старению, с течением времени часы начинают идти с меньшей точностью.
С развитием атомной физики ученые предложили использовать в качестве колебательных систем атомы. Так появились первые атомные часы. Идею о возможности использования атомных колебаний водорода для измерения времени предложил еще в 1879 году английский физик лорд Кельвин. И только к середине XX века это стало возможным.
Лорд Кельвин, предложивший идею атомных часов Репродукция картины Губерта фон Геркомера (1907)
В 1930-х годах американский физик и первооткрыватель ядерного магнитного резонанса Исидор Раби начал работать над атомными часами с цезием-133, однако начало войны помешало ему.
После войны, в 1949 году в Национальном комитете стандартов США с участием Гарольда Лайонсона были созданы первые молекулярные часы, использующие молекулы аммиака. Первые приборы измерения времени не были такими точными, как современные атомные часы. Это связано с тем, что из-за взаимодействий молекул аммиака между собой и со стенками емкости, в которой находилось это вещество, изменялась энергия молекул, и спектральные линии этих молекул уширялись. Этот эффект очень похож на трение в механических часах.
Позднее, в 1955 году Луи Эсссен из Национальной физической лаборатории в Великобритании представил первые атомные часы на цезии-133. Эти часы ошибаются на одну секунду за миллион лет. Прибор получил название NBS-1 и стал считаться цезиевым эталоном частоты.
Изобретатель Гарольд Лайонс (справа) с первыми молекулярными часами (1949 год) Фото: www.nist.gov
Принципиальная схема атомных часов состоит из кварцевого генератора, контролируемого дискриминатором по схеме обратной связи. В генераторе используются пьезоэлектрические свойства кварца, тогда как в дискриминаторе происходят энергетические колебания атомов, так что колебания кварца отслеживаются сигналами от переходов с разных энергетических уровней в атомах или молекулах.
Между генератором и дискриминатором находится компенсатор, настроенный на частоту атомных колебаний, и сравнивающий ее с частотой колебаний кристалла.
Атомы, используемые в часах, должны обеспечивать стабильные колебания. Для каждой частоты электромагнитного излучения существуют свои атомы: кальция, стронция, рубидия, цезия, водорода. Или даже молекулы аммиака и йода.
Эталон времени
С появлением атомных часов стало возможно использовать атомные часы в качестве универсального эталона для определения секунды. С 1884 года Гринвичское время, считавшееся мировым эталоном, уступило место эталону атомных часов. В 1967 году решением 12-й Генеральной конференции мер и весов одну секунду определили как продолжительность 9192631770 периодов излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133. Такое определение секунды не зависит от астрономических параметров и может воспроизводиться в любой точке планеты. Цезий-133, используемый в эталоне атомных часов, ─ единственный стабильный изотоп цезия со 100-процентной распространенностью на Земле.
Точность атомных часов увеличивается (по данным Национального института стандартов и технологий США) Фото: www.nist.gov
Атомные часы используются и в спутниковой системе навигации; они необходимы для определения точного времени и координат спутника. Так, в каждом спутнике системы GPS установлены по четыре комплекта атомных часов: два рубидиевых и два цезиевых, которые обеспечивают точность передачи сигнала в 50 наносекунд. На российских спутниках системы ГЛОНАСС тоже установлены цезиевые и рубидиевые атомные часы, а на спутниках разворачивающейся европейской геопозиционной системы Galileo ─ водородные и рубидиевые атомные часы.
Точность водородных часов ─ самая высокая. Она составляет 0,45 наносекунды за 12 часов. По всей видимости, использование Галилео таких точных часов выведет эту навигационную систему в лидеры уже в 2015 году, когда на орбите будет 18 ее спутников.
Компактные атомные часы
Hewlett-Packard стала первой компанией, которая занялась разработкой компактных атомных часов. В 1964 году ею были созданы цезиевые часы HP 5060A, размером с большой чемодан. Гигант и дальше развивал это направление, но с 2005 года продал свое подразделение, разрабатывающее атомные часы, компании Symmetricom.
Цезиевые часы HP 5060A Фото: www.leapsecond.com
В 2011 году специалисты Лаборатории Дрейпера и Сандийских национальных лабораторий разработали, а компания Symmetricom выпустила, первые миниатюрные атомные часы Quantum. На момент выпуска они стоили порядка 15 тысяч долларов, были заключены в герметичный корпус размером 40 на 35 на 11 миллиметров и весили 35 граммов. Потребляемая мощность часов составляла менее 120 милливатт. Первоначально они были разработаны по заказу Пентагона и предназначались для обслуживания навигационных систем, функционирующих независимо от систем GPS, например, глубоко под водой или землей.
Уже в конце 2013 года американская часовая часовая компания Bathys Hawaii представила первые «наручные» атомные часы. В качестве основного компонента в этих часах используется чип SA.45s производства компании Symmetricom. Внутри чипа располагается капсула с цезием-133. В конструкцию часов также входят фотоэлементы и маломощный лазер. Последний обеспечивает нагревание газообразного цезия, в результате чего его атомы начинают переходить с одного энергетического уровня на другой. Измерение времени как раз и производится за счет фиксирования такого перехода. Стоимость новых часов составляет около 12 тысяч долларов.
Наручные атомные часы Фото: Bathys Hawaii Watch Co.
Тенденции к миниатюризации, автономности и точности позволят нам увидеть уже в недалеком будущем новые устройства с использованием атомных часов во всех сферах человеческой жизни, начиная с космических исследований на орбитальных спутниках и станциях, до бытового использования в комнатных и наручных устройствах.
Комментарии
Ошибка считывания и последующего ввода будет составлять от 0,3 до 1 сек, так что атомные наручные часы не что иное, как рекламный трюк.
Не скажет ли кто,
каким образом может быть достигнута такая точность т.н. 'атомных часов',
если основой этих часов является всего то лишь кварцевый генератор?
(Или ссылку, где это детально излагается. )
Однако, по ней (как и по др. источникам) не очень-то понятно следующее обстоятельство: вроде бы неявно предполагается, что квантоваый генератор будет генерировть синусоиду в течение, например, 300 миллионов лет, и за все это время у синусоиды не будет разрывов фаз.
Но это ведь не так.
На самом-то деле проблема в другом - как эти часы синхронизировать с Вашим. Если Вы в поисковой системе наберёте "точное время" для Вашего региона, то Вам выдадут не менее десятка ссылок и Вы увидите, что это самое "точное время" различается на несколько секунд (а то и десяток).
Один эталонный генератор, или он не один, это не имеет принципиального значения.
Речь идет о том, что утверждения о точности эталонов типа "ни одной ошибки за 300 млн лет"
это бездоказательная туфта, котороая говорит лишь о некомпетентности и шарлатанстве тех, кто делает подобные заявления.
Понятно, что ни одни часы столько долго работать не смогут, да это и не нужно. Для практических целей достаточно, например, времени нахождения спутников систем GPS, ГЛОНАСС, Galileo... на орбите. Кстати, все системы, где нужно точное время (а это, например, система АСУ ТП крупной электростанции) берут его с навигационных спутников.
Опять таки, пока даже не важно, 'набежит' ошибка, или образуется
в результате одного или многих сбоев. И речь идет вовсе не о том,
что часы будут существовать 300 млн лет.
Вопрос в том, что непонятно, как физически обосновывают столь высокую точность
при весьма ограниченной добротности кварцевого генератора.
Частоту кварцевого генератора можно подстроить, но такая подстройка
отнюдь не означает реальной точности измерения
всей системой приборов, из которых состоят эталонные часы.
Особенно непонятно, как можно проигнорировать влияние ширины спектра кварцевого генератора,ограничившись отмазкой, что якобы автоподстройка частоты полностью обеспечивае точность измерения времени.
Эталон, вообще-то говоря, не предполагает, что его будут использовать ежесекундно или хотя бы ежедневно, его задача совершенно другая.
Вспомните, например, эталоны килограмма или старый эталон метра, с них были сделаны копии, а с этими копиями сравнивались "рабочие эталоны".
Абсолютная точность нужна далеко не везде, в повседневной жизни хватает точности измерения времени плюс-минус минута, поэтому Вы свои часы можете выставлять по сигналам точного времени раз в неделю или месяц.
Для поездов метро точность в 1 секунду может оказаться недостаточной. В системах АСУ ТП крупных объектов точность измерения времени достигает миллисекунд или даже микросекунд, такую точность обеспечивают кварцевые часы, показания которых сравниваются с неким эталоном раз в час, например.
В навигационных системах точность должна быть максимальной, именно поэтому на навигационных спутниках ставят атомные часы.
А вот почему постоянно врут про фантастическую точность атомных часов не очень-то понятно. Как и ваши высказывания про то, что не надо мешать врать.
Видите ли, без "фантастической точности атомных часов" была бы невозможна работа спутниковых систем навигации. А спутниковыми системами навигации пользуется уже весь мир (за исключением, видимо, Вас), эта система сегодня встроена практически во все смартфоны, любой желающий с помощью этой системы может узнать, где он находится и далеко ли ближайший туалет.
Ещё раз осмелюсь заметить, что без точных атомных часов, установленных на спутниках, работа этих систем была бы невозможной.
а о нахальных бездоказательных заявлениях, что атомные часы допускают ошибку лишь 1 сек в 300млн лет.
Вас никто не заставляет пользоваться системами GPS или ГЛОНАСС, определяйте координаты секстантом и хронометром, а расстояние измеряйте рулеткой.
Для этих систем отнюдь не нужда точность 1 сек в300 млн лет,
и работа этих систем вовсе не доказывает такую точность.
Уже сегодня используемые на Galileo часы, точность которых 0,45 наносекунды за 12 часов за год дадут погрешность 0,3285 микросекунды за год (в сутки 0,9 наносекунды, за год в 365 раз больше).
Ошибку в 1 секунду они наберут только за 30 млн лет.
Ничего удивительного в том, что наземный лабораторный образец в 10 раз точнее нет.