Лукашенко не стоит заигрывать с украинской хунтой

На модерации Отложенный

Президент Белоруссии Александр Лукашенко фактически признал Крым территорией Российской Федерации. При этом белорусский президент дал понять, что официального одобрительного заявления МИДа, как это было в случае с Казахстаном и Киргизией, не будет.

Отметим, что столь попустительская позиция вредит не только действующей белорусской власти,  но и всему Таможенному Союзу в целом. Интеграционный проект в Евразии может быть успешен, только если он будет проводить сравнительно однородную внешнюю политику, как это делает Европейский Союз. В ситуации с Южной Осетией и Абхазией получилось неважно: пускай Белоруссия и Казахстан осудили неправоту режима Саакашвили, до полноценного признания независимости этих стран вслед за Россией не дошло. В случае с Крымом, Евразия сыграла более слаженно: Казахстан, Армения, Киргизия открыто поддержали референдум, де-факто признав полуостров российской территорией.

Позиция Белоруссии в таком свете прозвучала достаточно неоднозначно. Лукашенко в своих выступлениях чуть ли не каждый день в последние недели упоминает Майдан, рассказывает о проворовавшемся режиме Януковича, однако уверяет, что ничего подобного в его стране произойти не может. При этом белорусский МИД не делает даже попытки поддержать хотя бы массовые акции протеста русскоязычных и пророссийски настроенных украинцев на Юго-Востоке. Более того, заявляет о готовности помирить Москву и Киев в условиях фактической войны между двумя сторонами.

Здесь, пожалуй, кроется основная ошибка белорусских властей. В Белоруссии до сих пор воспринимают Украину, как братское славянское государство, не понимая, что реально даже Виктора Януковича сложно назвать политиком, для которого воспетое в веках славянское единство представляло хоть какую-либо ценность. Пытаясь стать альтернативой России в привлечении к интеграционных инициативам Украины и Грузии, Белоруссия заранее ввязывается в проигрышную борьбу: пророссийски настроенные украинцы и так любят и уважают Лукашенко, прозападные – считают его даже более одиозным диктатором, чем Путина. Недаром после принятия горемычных «законов 16 января» тогдашние оппозиционные деятели трубили, будто Украина превратилась во вторую Беларусь. Не во вторую России, заметьте. 
Наверное, белорусское руководство «мстит» России за свой Майдан – Плошчу в декабре 2010 года. Тогда Батька, напомню, церемониться не стал и за 10 минут при помощи нескольких тысяч правоохранителей разогнал почти стотысячный митинг на центральной площади белорусской столицы. Москва в те дни неожиданно солидаризиваровалась с позицией Запада и осудила разгон прозападных протестующих.

Тем не менее, белорусскому руководству стоит усвоить простую истину: «своим» действующее украинские правительство для Минска никогда не станет. Да, оно будет мило улыбаться в благодарность за отличную от российской позицию. Но когда в центре белорусской столицы, не дай бог, начнутся массовые акции национал-либеральной оппозиции, когда фашистский лозунг «Жыве Беларусь!» выйдет за пределы интеллигенции и националистически настроенной молодёжи, нынешние лидеры Евромайдана займут весьма жёсткую позицию по отношению к Лукашенко.



Дело в том, что проевропейская политическая элита Украины если и воспринимает Белоруссию, как союзника, то только в качестве союзника антироссийского – по подобию Молдовы, Грузии, стран Прибалтики. Белоруссия проевразийская опасна для Украины проевропейской: она оказывает дурной пример для украинских же граждан. В таком случае рядовые украинцы могут лично увидеть, что Таможенный и Евразийский Союз предоставляют им более высокие экономические показатели, более спокойную, привычную политическую обстановку. И такой пример гораздо более заразителен, чем пример, скажем, России, учитывая, что экономический, территориальный, природный потенциалы Украины и Белоруссии сопоставимы, в отличие от аналогичного сравнения с Россией.
Полагаю, что рано или поздно «Правый сектор» и организации, подобные ему, начнут пытаться распространить своё влияние и вне Украины - и Беларусь здесь стоит пунктом номер один. Во-первых, отсутствует языковый барьер, следовательно, националистические боевики смогут чуть ли не самостоятельно ездить в белорусские города и помогать устраивать массовые акции протеста. Во-вторых, целая сеть ультраправых политических организаций в Белоруссии существует уже сейчас, такие как, например, «Молодой народный фронт», «Правый альянс». Сегодня их деятельность скована эффективной правоохранительной системой, а также отсутствием общественного запроса на радикальную силу.

Однако не факт, что рано или поздно не повторится ситуация лета 2011 года, когда по Белоруссии прокатилась волна так называемых молчаливых протестов.
От экономических проблем никто не застрахован. Кроме того, в 2015 году, совсем скоро, состоятся очередные президентские выборы. Лукашенко на них, скорее всего, не пойдёт: всё же, пятый срок – это чересчур. Единственный приемлемой кандидатурой пока что видится экс-глава президентской администрации, нынешний министр иностранных дел Владимир Макей. Однако пока у того нет необходимой общественной поддержки, поддержки внутри политических и силовой элиты в стране. Вполне вероятно, что при развитии радикального сценария, в переходной период между передачей власти от Лукашенко к преемнику, оппозиция попытается произвести попытку государственного переворота.

Полностью союзная Белоруссия подавит такой путч с лёгкостью. Многовекторная же Беларусь рискует, как в своё время Янукович, остаться с проблемой один на один. Да, белорусский спецназ сильнее и более идеологически заряженный, чем «Беркут». Да, в Белоруссии нет своей Галиции, где преобладают кардинально иные настроения, чем в остальной части страны. Да, Лукашенко и Янукович – это небо и земля. Но никто не знает, как развернутся события уже завтра.
Поэтому Минск либо следует союзной (российской) повестке, либо сильно рискует.