Великобритания и Германия больше не продают оружие России

На модерации Отложенный

Москве остается искать новых поставщиков, или полагаться только на собственные силы

Третий пакет западных санкций против России, присоединившей Крым, понемногу обретает форму. Германия и Великобритания объявили, что приостанавливают поставки в РФ продукции оборонного и двойного назначения, и соответствующих технологий. Британцы, кроме того, прекратят поставки компонентов вооружений третьим странам, которые могут использовать их для продукции, поставляемой в Россию. Отменены и сугубо символические вещи, вроде совместных учений и обменов визитами кораблей.

Немцы и британцы пошли по стопам США, еще в начале марта прекратившими с Россией военное сотрудничество, и Франции. Париж приостановил строительство для России двух вертолетоносцев типа «Мистраль»; стоимость работ по контракту составляла 1.2 миллиарда евро. Это подстегнуло споры о том, надо ли вообще было покупать эту «эскадру адмирала Сердюкова», которую российские эксперты критикуют как ненужную, дорогую и неудобную для нашей инфраструктуры. Кроме того, вертолетоносцы крепко привязывают флот к французским поставщикам, а они учинили как раз то, чего у нас так боялись - сорвали поставки по политическим соображениям. Но факт есть факт: обновление российского флота было необходимо, что называется, позавчера, а строить такие корабли самостоятельно российские судостроители разучились.

Если санкционная война продолжится, Франция может отказать России не только в «Мистралях», но и в вооружениях, которые эксперты называют наиболее перспективными и востребованными в нашей армии: это «БПЛА, современная экипировка бойца будущего, французские электрохимические генераторы на топливных элементах Сименса, воздухонезависимые энергетические установки для субмарин, гидроакустические станции для ВМФ, системы поиска и уничтожения морских мин по курсу корабля, тепловизоры и трансмиссии для бронетехники, снайперские стрелковые системы, авиационные подвесные оптико-электронные контейнеры, колесные бронированные машины с усиленной противоминной и противофугасной защитой». Современных российских аналогов эта техника обычно не имеет.

Военно-техническое сотрудничество с британцами выглядит менее масштабным (точных сумм никто не раскрывает), но не менее значимым. В Англии мы закупаем то, что действительно не можем производить самостоятельно (как тут не припомнить Италию, от чьих броневиков IVECO российская армия в итоге отказалась в пользу отечественной продукции). Британцы одними из первых начали продавать России современные дальнобойные снайперские винтовки для спецназа – это очень удачные L96, по достоинству оцененные самыми высокопоставленными отечественными стрелками. Также в прошлом году Россия закупила у британцев лицензии на производство винтовок, боеприпасов, и деталей для самолетов и вертолетов на 133 миллиона долларов. Лицензии эти Лондон уже отозвал. Впрочем, в части снайперского оружия у нас уже есть аналогичные отечественные разработки, как государственные, так и от частных предприятий.

В случае с британцами хуже всего не прекращение поставок, а упущенные перспективы. Всего лишь в январе Россия и Великобритания начали обсуждать знаковое соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Российское оружие должно было поступить на британский рынок, а оборонные фирмы обеих стран получали возможность торговать компонентами вооружений и обмениваться технической информацией. Дело было на мази, и подписать соглашение планировалось весной.



Конечно, никакой суперсекретной информации наши оружейники от британцев бы не получили – ракетные технологии и электронику это программа не охватывала. Однако такая возможность не исключалась в случае успешного сотрудничества. Кроме того, соглашение о ВТС должно было стать символом оттепели в российско-британских отношениях – о которой сейчас, конечно, речи не идет. Еще Лондон помогал Москве обеспечивать безопасность олимпиады в Сочи; сотрудничество по этой линии, очевидно, тоже свернуто.

Германская «Рейнметалл» три года назад взялась за сооружение современного бригадного полигона в Мулине за 100 миллионов евро; работы на этом объекте будут заморожены до того, как там появится боевой тренажерный комплекс, ради которого все и затевалось. Та же фирма собиралась поставлять в Россию мобильные комплексы по утилизации боеприпасов, остро нам необходимые: в последнее время опасно участились ЧП со взрывами артиллерийских складов, при этом «утилизация» грозила уже жилым районам городов. В 2011 году Германия начала поставки оборудования для полевых лагерей производства «Керхер Фьючертек». Видимо, русскому солдату пока придется обходиться традиционным банно-прачечным довольствием.

Закупки оружия за рубежом – необязательно признак безнадежной отсталости: все передовые в военно-техническом отношении государства, включая США, Германию и Великобританию, без стеснения воюют иностранным оружием. В одних случаях нет смысла изобретать велосипед или затевать у себя с нуля дорогое производство. В других надо обеспечить паритет над ушедшими вперед конкурентами. Для России действует, главным образом второе условие: она все больше начинает зависеть от импорта передовых военных технологий. В этой связи прекращение военного сотрудничества с Германией, Великобританией и Францией чревато следующим.

Во-первых, примеру этих государств могут последовать и остальные члены Евросоюза и НАТО, а также страны, ориентированные на США – вроде Израиля, который давно продает нам беспилотники. Заменить этих партнеров будет непросто: все развитые в военно-техническом отношении государства либо представляют Запад, либо входят в его орбиту (как, например, ЮАР, Япония и Австралия).

Во-вторых, нельзя исключать, что в правительстве и ОПК, где сейчас задумались о защите от западных санкций, верх возьмут сторонники резкого (если не полного) сокращения оружейного импорта. Для России уже не стоит вопрос «покупать или не покупать вооружение и технологии за рубежом?» Покупать необходимо: во многих областях наш ОПК отстал непреодолимо (это когда догнать соперников можно не менее чем за десятилетие, и потратив десятки миллиардов долларов). Сейчас, кроме того, проводится масштабное перевооружение российской армии на современную технику, которое стране своими силами не потянуть. Вопрос давно стоит иначе: что, у кого и за сколько покупать.

В условиях западных санкций оптимальный для России сценарий – найти более сговорчивых продавцов современных оборонных технологий (если таковые отыщутся за пределами США и ЕС, и согласятся работать с Москвой), и на этой основе усиленно развивать необходимые производства дома. Есть, правда, и другой сценарий: вожди российской «оборонки», давно ругавшие саму идею импорта оружия, навяжут России военно-техническую автаркию а-ля СССР, которая может оказаться неподъемной для современной экономики.