Шестое китайское предупреждение

За месяц до начала переписи по центральным и местным телеканалам, помимо обращений руководства, транслировались ежедневные рекламные ролики с лозунгом «Участие в переписи - обязанность гражданина».

Помните, из анекдота: Китай не примут в ООН до тех пор, пока там не проведут перепись населения. Так вот: анекдот не в тему, потому что 1 ноября нынешнего года в Поднебесной начнется уже шестая перепись населения.

Последняя, пятая по счету, общенациональная перепись населения Китая прошла в 2000 году. В марте 2001 года были опубликованы результаты переписи, согласно которым общая численность населения в Китае 1 ноября 2000 года составляла 1 млрд. 295 млн. 33 тыс. человек. При этом руководство КНР к общей численности не забыло приплюсовать и население Тайваня, считающего себя независимым, что не мешает Пекину называть его одной из своих провинций. Более 51 процента населения составили мужчины. Доля городского населения составляла 36 процентов от общего числа жителей страны. При этом десять лет назад более 85 миллионов китайцев не владели грамотой.

Всекитайская перепись населения должна была дать ответ на главные вопросы: прокормит ли себя Китай в 21 веке, и принесла ли ожидаемых результатов проводимая на государственном уровне политика ограничения рождаемости под лозунгом: «Одна семья - один ребенок».

Для проведения крупнейшей в истории человечества переписи населения в 2000 году были привлечены на добровольной основе 6 млн. переписчиков, которые посетили более чем 350 млн. семей. Переписи предшествовала крупномасштабная пропагандистская кампания. Помимо СМИ, в ней были задействованы структуры, чем-то напоминающие канувшие в Лету наши домкомы: так называемые уличные комитеты, состоящие в основном из пенсионеров, которые следят за общественным порядком в кварталах и чистотой на улицах. Осенью 2000 года перед старичками-общественниками была поставлена задача: посетить всех своих соседей и разъяснить им необходимость переписи.

Традиционно китайские идеологи большое значение придают наглядной агитации. Перед переписью и непосредственно в ходе ее проведения улицы городов и деревень пестрели плакатами и транспарантами. Так как одной из задач переписи ставилась проверка эффективности политики «одна семья - один ребенок», наиболее используемыми были плакаты с изображением китайских «мадонн» с лозунгами: «Один ребенок - счастье семьи», «От счастья семьи зависит счастье общества».

За месяц до начала переписи по центральным и местным телеканалам, помимо обращений руководства, транслировались ежедневные рекламные ролики с лозунгом «Участие в переписи - обязанность гражданина». «Шедевром» телепропаганды стал многосерийный фильм о работе и жизни молодых переписчиков. В течение одного из летних месяцев каждый вечер китайцы с напряжением следили за кипучей деятельностью местного штаба по переписи и хитросплетениями отношений между его сотрудниками и населением.

Учитывая негативное отношение к этой акции со стороны определенных слоев населения, руководство страны решило подать согражданам личный пример. В первый день переписи все китайские телеканалы обошли репортажи из партийно-правительственной резиденции Чжуннаньхай, где улыбавшийся председатель КНР Цзян Цзэминь радушно принимал переписчиков.

В каждой квартире, помимо удостоверения личности, счетчик требовал предъявить «хукоу» - обязательный в КНР вид на жительство (аналог советской прописки или российской регистрации). Выданные хозяевам брошюрки напоминали, что за ложные сведения они понесут наказание - вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Помимо обычных социально-демографических сведений, китайцы должны были рассказать переписчикам о своем образовании, доходах, а также об условиях, в которых они живут. Среди 23 вопросов анкеты отдельными пунктами значились: площадь и возраст постройки, размер квартплаты и наличие туалета в доме либо отхожего места во дворе.

Несмотря на все пропагандистские усилия, китайские власти все же столкнулись с некоторым недоверием со стороны населения.

Обещания сохранить в тайне полученные сведения не сняли страхов, прежде всего, нелегальных мигрантов и родителей, нарушивших принцип политики «одна семья - один ребенок». Когда две переписчицы нашли двух незарегистрированных детей в семье управляющего фабрикой, их избили и пригрозили убийством. Дело в том, что за рождение второго ребенка родители обязаны выплатить весьма обременительный штраф, который многим семьям непосилен.

Вместе с тем недочет детей может с лихвой компенсироваться разоблачением сотен тысяч «мертвых душ», о смерти которых родственники и бывшие наниматели не сообщили властям для сохранения социальных пособий и льгот. Кроме того, некоторые семьи хотели бы скрыть тот факт, что имеют две квартиры, хотя им разрешено иметь только одну.

Помимо поистине грандиозного масштаба акции, проводимая в стране перепись столкнулась с непредвиденными трудностями. Нескольких учетчиков пришлось уволить, когда выяснилось, что они взимали с крестьян в центральном Китае плату за право быть переписанными. Обнаружился и другой, совсем уж непонятный конфуз: в одной из провинций остались неучтенными около... 10 миллионов человек.

По данным Госстатуправления КНР, в стране ежегодно появляется на свет примерно 17 млн. новорожденных, а с учетом коэффициента смертности ежегодный прирост населения составляет приблизительно 10 млн. человек. За период между переписями 1990 и 2000 года население Китая увеличилось на 132 млн. 150 тысяч человек. Это немногим меньше численности населения современной России.

А как у нас?

Уже сейчас достаточно очевидно, что сокращение населения России, которое зафиксирует Всероссийская перепись населения 2010 года по сравнению с 2002 годом (т.е. за 8 лет), будет существенно выше, чем сокращение населения, зафиксированное в 2002 году на фоне показателей переписи 1989 года.

Со ссылкой на исследования ООН, проведенные в 2006-2007 гг., в российских СМИ публиковались следующие сценарии: к 2010 году в РФ будет жить 140 млн. человек; к 2020 году численность населения России сократится на 20 процентов; к 2025 году она будет составлять 128,2 млн. человек; к 2050 году население России уменьшится на 30 млн. и составит 113 млн. человек.

Существуют и более пессимистичные сценарии развития демографической ситуации. Так, в июле 2007 года завкафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Анатолий Антонов заявил о том, что к середине XXI века население России может сократиться до 40 млн. человек.

Прогнозы Росстата более оптимистичны, так как предполагают, что к 2051 году в России будут жить 123,2 млн. человек.
В то же время на государственном уровне после запуска национальных проектов начал активно продвигаться тезис об улучшении демографической ситуации, повышении рождаемости и снижении смертности. В конце 2006 года в СМИ появились первые сообщения о начале разработки концепции демографической политики России на период до 2025 года. О первых наработках президент сообщил в апреле 2007 года, а в мае 2007 года концепция была рассмотрена президиумом Совета при президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Тогда же были озвучены основные параметры концепции. Ведущие российские печатные СМИ к этим заявлениям отнеслись крайне скептически. Схожим образом перспективы успешной реализации концепции восприняли и эксперты. Отмечалось, что «озвученные цифры бросают вызов официальным данным не только Росстата, но и ООН».

Тем не менее, Указом президента от 9 октября 2007 г. №1351 «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года» была утверждена. Главными ее целями были провозглашены: стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек; повышение качества жизни и увеличение ожидаемой ее продолжительности к 2015 году до 70 лет, а к 2025 году - до 75 лет.