Китайские коммунисты начинают сланцевую революцию

На модерации Отложенный

Может ли КНР догнать и даже перегнать Америку по добыче голубого топлива из твердых пород? DW выясняла перспективы освоения крупнейших в мире запасов нетрадиционного газа. Съезд Компартии Китая: трибуна с красными флагами и серпом и молотом.

Пока термин "сланцевая революция" прочно ассоциируется с Америкой. Именно в США широкомасштабное применение технологии фрекинга позволило за считанные годы в разы увеличить добычу голубого топлива. Это обеспечило Соединенным Штатам титул крупнейшего в мире производителя газа, резко снизило зависимость страны от импорта энергоносителей, существенно сбило внутренние цены на них и тем самым дало мощный импульс всей экономике, особенно энергоемким отраслям промышленности.

Газ идет на смену углю

И вот теперь новым очагом глобальной сланцевой революции хочет и может стать Китай. Предпосылки для этого есть: по мнению ученых, крупнейшими в мире запасами нетрадиционного и, в частности, сланцевого газа обладает именно КНР. Эксперты Управления энергетической информации США (EIA) исходят из того, что китайские месторождения по своим размерам превышают американские как минимум на 50 процентов.

Освоение нетрадиционных месторождений газа стало одним из приоритетных направлений развития китайской энергетики уже в нынешней, 12-й пятилетке (2011-2015 годы). Власти КНР стремятся снизить чрезмерную зависимость национальной энергетики от сильно загрязняющего окружающую среду угля. При этом они делают ставку, в частности, на природный газ. Его доля в структуре энергопотребления за пять лет должна удвоиться.

Пока, правда, речь идет преимущественно о традиционно добываемом голубом топливе. Тем не менее в 2013 году объемы добычи сланцевого газа увеличились по сравнению с 2012 годом в 7 раз, хотя и с весьма низкого уровня. До конца пятилетки в 2015 году Китай намерен довести производство нетрадиционного газа до 6,5 миллиарда кубометров.

Мощный рывок в следующей пятилетке

Однако подлинный рывок должен произойти уже в следующей пятилетке: в 2020 году ежегодные объемы добычи, по предварительным планам Пекина, могут составить порядка 100 миллиардов кубометров. Правда, США уже сейчас добывают примерно в 3 раза больше и, судя по прогнозам, будут еще многие годы наращивать объемы добычи. Так что догнать и тем более перегнать Америку у КНР, скорее всего, не получится. Но вот стать вторым по размерам производителем нетрадиционного газа в мире Китай может. Разрушенные землетрясением здания в провинции Сычуань в апреле 2013 года.

Последнее крупное землетрясение произошло в провинции Сычуань в апреле 2013 года.



В последнее время китайские государственные нефтяные компании целенаправленно скупают доли в американских фирмах, имеющих опыт фрекинга, ведь намеченного рывка не совершить без западных технологий. Для их привлечения Пекин использует и другой проверенный метод: иностранным компаниям предоставляются доли в перспективных китайских проектах.

Так, в 2012 году одна из трех крупнейших китайских государственных нефтегазовых компаний China Petrochemical Corporation подписала с американским гигантом Exxon Mobile договор о совместном освоении месторождений сланцевого газа в провинции Сычуань. В том же году к разведке и эксплуатации китайских запасов был привлечен и британо-нидерландский концерн Shell.

Впрочем, с транснациональными компаниями все не так просто. Они не очень-то любят оказываться в роли миноритарных акционеров, а потому некоторые наблюдатели сомневаются в перспективах их дальнейшего привлечения к освоению месторождений в КНР, во всяком случае, на прежних условиях.

Проблемы с оборудованием, водой и рельефом местности

Китайская сланцевая революция может задержаться и по чисто технической причине: из-за продолжающегося в Северной Америке бума добычи как сланцевого газа, так и сланцевой нефти у производителей соответствующего оборудования до отказа забиты портфели заказов, а потому китайцам приходится долго ждать нужной техники и дорого за нее платить.

Зато у коммунистического Китая есть очевидное "преимущество" перед США и уж тем более Европой, где тоже имеются определенные запасы нетрадиционного газа. Состоит оно в том, что властям КНР не приходится особенно считаться с экологическими тревогами и требованиями населения. В Китае, к примеру, нет закона о защите грунтовых вод при использовании фрекинга.

Правда, вопрос о воде может встать в Китае в совершенно иной плоскости. Для фрекинга, или гидроразрыва пласта, необходимы значительные ее объемы: воду под большим давлением закачивают в грунт вместе с песком и химикалиями, чтобы взламывать те твердые породы, где находится газ. А некоторые сланцевые месторождения находятся в Китае в регионах, бедных водой.

Другие расположены в гористой местности, как, например, в провинции Сычуань, которую к тому же регулярно сотрясают мощные землетрясения. В США же добыча сланцевого газа ведется в основном в равнинных штатах, что, естественно, существенно облегчает бурение. Однако все перечисленные здесь технические и географические проблемы способны разве что несколько задержать и осложнить китайскую сланцевую революцию. Помешать ей они вряд ли смогут.