Маздеизм.

На модерации Отложенный

Древнейшими религиями мира являются религия индусов, египтян и маздеизм (зороастризм), религия Древнего Ирана.

Потом религия халдеев.

Несколько слов о маздеизме.

Составление Авесты приписывается, как уже говорилось, пророку Заратуштре (греческая форма - Зороастр), легендарной личности; время жизни его относят к VI в. до н. э. По преданию, он жил при царе Виштаспе. Это имя созвучно с именем отца царя Дария - Гистаспа, который, однако, царем не был. Другие относят время жизни Заратуштры к гораздо более раннему времени. Достоверно не известно даже, существовала ли вообще такая личность.

Основная идея Авесты - это резкий дуализм светлого и темного начал в мире. То и другое олицетворяется в образах духов света и добра - агуры, и духов тьмы и зла - дэвы. Во главе светлых духов стоит Агура-Мазда (в ахеменидских надписях - Аурамазда, в греческой передаче- Ормузд). Ему противостоит глава духов тьмы - Ангра-Майныо (у греков Ариман). Имя последнего, однако, в древнейших текстах - гатах - не упоминается, там оно заменено словами "дарванд", "даруж" (лжец). Имя Ангра-Майнью впервые появляется в 25-м гимне Виспереда. Рядом с Агура-Маздой стоят шесть второстепенных светлых духов - амеша-спента (бессмертные святые). Ниже их - множество светлых духов, или ангелов, - язатов (в позднейшем произношении - изедов, йездов): это олицетворения либо чистых стихий (неба, солнца, воздуха, ветра, огня, воды и пр.), либо нравственных качеств. Им всем противостоит такое же количество духов тьмы - дэвов, из числа которых тоже выделяются шесть великих демонов зла: Андра (сравнимый с Индра у индийцев), Эшмо (это имя в греческой форме - Асмодей перешло впоследствии в Европу, как одно из имен дьявола) и др.

Оба великих духа (бога) признаются равноправными творцами всего существующего. Но Агура-Мазда создал все светлое, чистое, разумное, полезное для людей, а Ангра-Майнью, напротив, все злое, нечистое и вредное. Светлый бог создал возделанную землю, темный - пустыню; первый создал домашних животных, второй - диких зверей, хищных птиц, гадов, насекомых; чистые стихии - земля, вода, особенно огонь - созданы Агура-Маздой, болезни, смерть, бесплодие - Ангра-Майнью.

Дуализм этот имеет и яркую этическую окраску: Агура-Мазда - дух правды, мудрости, добра, Ангра-Майныо - дух лжи, зла, моральной нечистоты.

Между светлым и темным началом с исконных времен идет непримиримая борьба. В этой борьбе участвуют и люди. Авеста призывает всех стать на сторону светлых духов, сделаться поклонниками Агура-Мазды и бороться с дэвами, со всем тем, что ими порождено, со всем нечистым. Наградой за это будет счастливая жизнь.

В 3-м гимне Ясны это мировоззрение выражено очень отчетливо: "Вначале существовали два гения, наделенных различной деятельностью, добрый и злой дух, в мысли, в слове, в действии. Выбирайте между ними двумя; будьте добры, а не злы... Выбирайте один из этих двух гениев: гения лжи, делающего зло, или гения истины и святости. Всякий, кто принимает первое, готовит себе самую печальную участь; кто принимает второе, чтит верно и действительно Агура-Мазду в его делах"*.

* ("Bibliothèque orientale", t. 2, Paris, 1872, p. 95.)

В 12-м гимне Ясны излагается как бы исповедание веры маздаиста: "Я проклинаю дэвов. Как почитатель Мазды, как последователь Заратугатры, принесу я обет, быть врагом дэвов, исполнять учение Агуры, превозносить амеша-спента, молиться амеша-спента. Благому, богатому сокровищами Агура-Мазде обещаю я все доброе и все лучшее, ему праведному, великолепному, величавому (подобает) рогатый скот, праведный рай, свет"*.

* ("Avesta, die heiligen Bücher der Parsen". Strassburg, 1910, S. 40.)

Фрагмент из книги Токарева о мировых религиях.

Здесь в этом отрывке есть истина, но сроки возникновения зороастризма указаны неверно. Зороастризм гораздо более древняя религия.

Бог Агура-Мазда.