Инфляция для Бога

В новой модели мироздания Элвис Пресли, возможно, по-прежнему жив, а Юлий Цезарь мог и не стать диктатором

Согласно теории Большого взрыва наша Вселенная появилась 13,7 миллиардов лет назад. Вначале мир был крошечным, но потом он начал расширяться и достиг колоссальных размеров нынешней «наблюдаемой Вселенной». Русско-американский физик Александр Виленкин, автор «Мира многих миров», не пытается опровергнуть теорию Большого взрыва, но считает, что в традиционном виде она объясняет далеко не все. Например, его смущает, что при ближайшем рассмотрении Большой взрыв выглядит весьма странно: «Вообразите себе булавку, стоящую на острие: малейший толчок — и она упадет. Так же и с Большим взрывом. Окружающий нас огромный мир, полный галактик, образуется только при том условии, что энергия первичного взрыва выверена с немыслимой точностью. Ничтожное отклонение приводит к космологической катастрофе: либо огненный шар коллапсирует под действием собственного тяготения, либо Вселенная оказывается почти пустой».

Но есть и другие, безусловно, требующие ответов вопросы. Например, что находится за границей «наблюдаемой Вселенной». Дальше первых звезд и галактик, тех, что образованы из вещества, которое начало разбегаться еще тогда, сразу после Большого взрыва, 13,7 миллиардов лет назад? Еще один, не менее интересный вопрос: а что, собственно, было до Большого взрыва?

Виленкина прост и изящен. В своей книге он объясняет и дополняет так называемую инфляционную модель Вселенной. Так вот, не стоит верить в уникальность нашего мира: «По бесконечным просторам космоса разбросано бесчисленное множество идентичных цивилизаций». Картина мироздания в работе Виленкина напоминает архипелаг: «Видимая нам область — это лишь крошечная часть одного острова Вселенной, затерянного в инфляционном море ложного вакуума. Посреди этого моря постоянно возникают новые островные Вселенные с мириадами новых звезд». В этом мире наш Большой взрыв не уникален, у других Вселенных были свои Большие взрывы. В них появились свои галактики и свои звезды, свои черные дыры и свои планетарные системы. Где-то, возможно, есть такая же Земля, двойник нашей. А может быть, там все похоже на наш мир, но не до конца: Элвис Пресли до сих пор жив, а Цезарь проиграл войну и был казнен — иронизирует Виленкин.



«Представьте только бесчисленные тома спецификаций, которые Творец вручал своим ассистентам для выполнения работы!»

Наша Вселенная появилась, но в какой-то момент исчерпает всю свою энергию и исчезнет. Значит ли это, что конец света так или иначе неминуем? В модели Виленкина у нас есть теоретический шанс: «Высокоразвитая цивилизация может захотеть отправить миссию для колонизации вновь образовавшихся звездных систем у границы своего острова. На худой конец, они могут хотя бы послать сообщение новым цивилизациям, развивающимся вблизи границы или в других островных вселенных. Те цивилизации могут, в свою очередь, послать сообщения следующим, и так далее. Если мы пойдем по этому пути, то можем стать ветвью вечно растущего “древа” цивилизаций и наша аккумулированная мудрость не будет полностью потеряна».

Интересно, что в мироздании по Виленкину сохраняется место для Бога. Каноническая теория Большого взрыва устраивала многие конфессии: раз у мира есть строго описанное начало, значит, его вполне мог придумать, наладить и запустить Творец. Любимый аргумент креационистов заключался в том, что сложность процессов Большого взрыва как раз доказывает наличие божественного плана. У Виленкина все сложнее, интереснее, а главное — очень остроумно: «Представьте только бесчисленные тома спецификаций, которые Творец вручал своим ассистентам для выполнения работы! Новая картина мира предлагает совершенно иной образ Творца. После некоторого раздумья он пришел к набору уравнений фундаментальной теории всей природы. Этим запускается процесс неудержимого творения. Никаких дальнейших инструкций не требуется: теория описывает квантовое зарождение Вселенных из ничего, процесс вечной инфляции и создание областей со всеми возможными типами физики элементарных частиц — до бесконечности».

В ближайшие годы на орбиту будут запущены новые спутники, призванные исследовать сигналы от самых старых звезд. Полученные данные смогут подтвердить или опровергнуть «инфляционную модель» и доводы Александра Виленкина.