Репортаж об израильском театре слепоглухонемых
На модерации
Отложенный
В порту Яффо с 2007-го года действует центр "На Лягаат" ("Руками трогать"). В центре работает театр "На Лягаат" - единственный в мире театр с труппой из слепоглухонемых актеров, а также кафе "Капиш" с глухим обслуживающим персоналом и ресторан BlackOut со слепыми официантами, где посетители едят в кромешной темноте. На сегодняшний день в центре работают свыше 70-ти человек, подавляющее большинство из которых - глухие, слепые или слепоглухонемые люди.
В труппе театра 11 актеров - почти все они слепоглухонемые, большинство в результате генетической болезни под названием синдром Ушера, при которой ребенок рождается глухим, а с годами постепенно теряет и зрение. Такие люди могут общаться только один на один, тактильным языком жестов. Когда же они находятся в группе, то общение без переводчиков становится невозможным. Однако уже шесть лет эта труппа играет спектакли, которые собирают полные залы не только в Израиле, но и на гастролях за рубежом.
Пять из 11 членов труппы - выходцы из бывшего СССР. С актерами вплотную работают переводчики - некоторые из них профессионалы, другие попали в театр в рамках добровольной службы в армии.
Основательница центра "На Лягаат", актриса и режиссер Адина Таль, рассказывает: "Люди ходят на наши спектакли ради искусства, а не ради того, чтобы почувствовать себя лучше и добрее. Поначалу немногочисленные зрители считали, что делают нам большое одолжение, покупая билеты на спектакль. Многие спрашивали меня, не будет ли трата на билет учтена при оплате налогов. А потом даже злились, осознавая во время спектакля, что оказываются не дарителями, а получателями дара от слепых и глухих людей".
Адина Таль сама была удивлена, оказавшись вовлеченной работой с глухими и слепыми. Она говорит, что ее интересовал только театр, а не социальная работа и не помощь инвалидам. В конце 90-х ее попросили провести занятия в клубе для слепоглухонемых людей. "Я долго отказывалась, но потом поняла, что уже сделала карьеру и вырастила детей. Мне стало скучно. Выбор был между тем, чтобы завести любовника, или поработать с инвалидами. Я неосторожно выбрала последних", - рассказывает Таль.
"Я пришла в клуб. Мне дали стаканчик с кофе. Я поставила его на пол, на него тут же кто-то наступил. А еще говорят, что слепые идеально ориентируются в пространстве. Мы сели в круг, взялись за руки, пытались стучать ногами и как-то объясняться, но я совершенно не понимала, что делаю. После трех месяцев этих мучений один из членов группы, Юрий Ошоров, сказал, что хочет участвовать в постановке Горького. Я сказала: "Вы не слышите, не видите и не разговариваете. Как вы будете играть на сцене Горького? "Это ваша проблема. Вы режиссер", - ответил Юрий".
За Горького Адина не взялась, но написала пьесу под названием "Свет слышен зигзагом" - спектакль о людях, которые не видят и не слышат, но который может тронуть любого человека, потому что, по словам Адины, "в каждом из нас есть какое-то несовершенство, и эти люди помогают нам острее его почувствовать и понять".
"Горького, Шекспира и Чехова могут играть другие, и играть лучше. А мы должны делать то, чего не может больше никто.
Каждый наш актер уникален хотя бы потому, что у него нет возможности имитировать других и пытаться быть на кого-то похожим", - говорит она.
Неожиданный успех постановки привел к тому, что у "На Лягаат" появился в Яффо свой дом, и Адина Таль приступила к репетициям второй постановки театра - спектакля "Не хлебом единым".
Пока зрители входят в зал и рассаживаются по местам, актеры уже замешивают на сцене тесто. Это не метафора. Во время спектакля на сцене пекут очень вкусный хлеб, аромат которого под конец спектакля перебивает все запахи в зале, и зрители поневоле настраиваются на волну актеров, у которых особо развито чувство обоняния. А в конце спектакля зрителей приглашают на сцену попробовать хлеб и пообщаться с труппой - при помощи переводчиков или просто пожав актерам руки.
Спектакль "Не хлебом единым" длится ровно столько, сколько печется хлеб. Актеры рассказывают зрителям свою историю, делятся своими мечтами и переживаниями. И оказывается, что их мечты и стремления немногим отличаются от желаний разношерстного зала.
Среди публики обычно много подростков. Десятиклассники из хайфской школы "Ирони Гимель" Йони, Дана, Каролина, Диана, Амит и их товарищи приехали на спектакль по рекомендации своей классной руководительницы. Подкрепившись на сцене хлебом, школьники выходят из зала в восторге. "Они слепоглухонемые! И они все могут!" - кричат они в ответ на вопрос о том, понравился ли им спектакль.
Один из актеров труппы, слепой и глухой Юрий Твардовский, приехавший в Израиль 15 лет назад из Украины и живущий с пожилой мамой в Тель-Авиве, с помощью переводчика объясняет: "Моя мечта - еще очень много лет играть на сцене. И в этом спектакле, и в новых. Это моя жизнь. Я не просто живу полноценной жизнью, я помогаю жить другим".
На вопрос о том, как выглядят отношения внутри труппы, Адина Таль рассказывает: "Как ни странно, это обычная театральная труппа, в которой не обходится без интриг, романов и звездных болезней".
За шесть лет существования театра его посетили около 800 тысяч человек.
Театр много гастролирует. Труппа уже была со спектаклями в США, Канаде, Швейцарии, Великобритании и Южной Корее, а в феврале спектакль "Не хлебом единым" будет открывать фестиваль Perth - крупнейший театральный фестиваль Австралии. И это единственный спектакль, который рекламируется на сайте фестиваля под шапкой Selling Fast ("билеты быстро распродаются").
"Несмотря на такой творческий успех, нам приходится постоянно бороться за существование. 55% от бюджета театра - доходы от продажи билетов, ресторана и кафе. Еще около 15% театр получает от государства, а остальное руководство театра собирает по различным фондам. Генеральный консул Израиля в США Идо Аарони, побывав на спектакле, сказал, что нет лучшей разъяснительной работы в пользу Израиля, чем наш театр. "На Лягаат" не попадает под определение общественного театра, поскольку платит актерам зарплату. Но и не попадает под определение репертуарного театра, поскольку не выпускает 4 спектакля в год (в "На Лягаат" только на одну постановку уходит 4 года)", - объясняет Адина.
Комментарии
Малевич написал свой чёрный квадрат, чтобы дать искусству новое направление, уйти от штампов. Это так свойственно евреям :)
Да поди старушку через дорогу не перевдешь
Вот несчастье родители инженегры. Ну и что?
У меня то же. Более того я тоже.