Приручение украинской клептократии
Когда говорят о различных формах правления, сразу вспоминают республику и монархию, диктатуру и демократию… Но многообразие форм правления отнюдь не исчерпывается этими классическими разновидностями. Есть ещё на свете такая штука, как клептократия, что буквально переводится с древнегреческого, как власть воров. Эта форма получила большое распространение среди диковатых режимов Третьего мира, особенно в Африке, а в последние 22 года огромных успехов в строительстве клептократии достигла независимая Украина.
Россия тоже шла по этому пути развития все 90-е годы, но Путин сумел сломить клептократию, как форму власти, лишив телеканалов и выгнав из страны Гусинского и Березовского, и посадив Ходорковского. После этого сложился консенсус, в соответствии с которым олигархи по-прежнему сохраняют господствующие позиции в экономике, но политическая власть принадлежит Путину и его чекистам. Своего рода чекистский бонапартизм. У этой формы власти есть свои достоинства и недостатки, но фундаментальная разница с Украиной заключается в том, что в России государство, как таковое, есть, а на Украине оно полностью отсутствует.
Судьбоносный вопрос геополитического и цивилизационного выбора украинского народа оказался в заложниках у олигархических групп, которые, по сути, интересуют только возможности для беспрепятственного распила.
Многие пророссийские СМИ и политические деятели критикуют российские власти за недостаточную поддержку пророссийских сил на Украине. Но жёсткая реальность заключается в том, что на Украине народные массы вообще ничего не решают. Ни активно митингующие галицийские лимитчики в Киеве, ни весьма инертные пророссийски настроенные жители Юго-Востока. Майдан 2004 года никоим образом не является исключением, потому, что судьбу Украины решил не майдан, а давление с Запада, где находились счета и собственность украинских олигархов и коррумпированных чиновников. Влиять на геополитический выбор Украины можно только через баланс интересов этих групп.
В целом активы олигархов составляют до 80% ВВП Украины – на Украине концентрация капитала самая высокая во всех странах бывшего СССР.
Кроме активов на территории Украины, олигархи контролируют большие активы за её пределами – в странах Таможенного союза, в Европе и в арабских странах. Это тоже важно учитывать для понимания их интересов и политической позиции.
У Рината Ахметова металлургический холдинг Metinvest International S.A. зарегистрирован в Швейцарии, а на территории ЕС расположены 4 металлургических завода: Ferriera Valsider S.P.A. и Trametal SpA в Италии, Spartan UK Ltd. в Великобритании, Promet Steel в Болгарии. Также Ахметову принадлежит сеть турецких отелей Rixos.
Сергей Тарута, совладелец Индустриального Союза Донбасса, владеет 75% акций Гданьской верфи в Польше, меткомбинатом ISD Huta Czestochowa. Впрочем, половина ИСД принадлежит российским собственникам, а сама компания имеет интересы в Краснодарском крае (миниметзавод, строительство деревообрабатывающего комбината).
Группа «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова контролирует ферросплавные заводы Highlanders Alloys в США, Feral CA в Румынии, Ghana Manganese в Гане, «Чиатурмарганец» в Грузии и CC Metals & Alloys в Северной Америке. Также Игорю Коломойскому принадлежит 3% акций словенской по прописке компании «СМЕ», которая владеет телеканалами в Восточной Европе.
Под контролем Нусенкиса ряд агропромышленных предприятий и портовый проект в латвийском Вентспилсе через аффилированную Coal Investment.
Концерн «Укравто» Тариэла Васадзе контролирует два польских автомобильных завода — в Варшаве и Нисе, а также завод по производству автомобильных комплектующих в польском Кожухове. С февраля нынешнего года вместе с корпорацией «Богдан» Петра Порошенко в посёлке Сошники Борского района Нижегородской области «Укравто» возводит крупный новый автомобильный завод. Инвестиции в строительство нового автопредприятия в России составят порядка 800 млн долл.
В концерн Ferrexpo ныне внефракционного депутата Константина Жеваго входят металлургические заводы Vorsklasteel в Германии и Skopski Legury в Македонии и 14,4% бразильской горнорудной компании Ferrous.
Group DF Дмитрия Фирташа контролирует химзавод Nitrofert в Эстонии и таджикский «Таджик Азот». В планах — поход в Африку.
Андрей Веревский, владелец агрохолдинга «Кернел Групп», с 2011 года является собственником компании «Русские масла», в составе которой три маслоэкстракционных завода в России.
Вячеслав Богуслаев, владелец «Мотор Сечи», приобрёл 60% акций Оршанского авиаремонтного завода в Белоруссии.
Петру Порошенко принадлежат 100% акций Клайпедской кондитерской фабрики, российской «Ликонф» в Липецке и венгерской Bonbonetti Choco.
Борис Колесников с 2004 года владеет фабрикой «Кондитер-Курск». А вскоре Колесников с компаньоном Омельяновичем построят в Курской области РФ свинокомплекс на 1,2 миллиона голов за 900 миллионов долл.
Одна из важных особенностей развития украинской клептократии после 2010 года связана со скромной 12-й строчкой в таблице «Александр Янукович». Официальное состояние украинского принца составляет всего 510 миллионов долларов, но через различные непрозрачные схемы «Семья» Януковича на сегодняшний день контролирует большее состояние, чем у Рината Ахметова, и фактически является первой в списке.
При этом украинские олигархи подвергаются со стороны «Семьи» жёсткому давлению и рейдерским атакам с целью отъёма тех или иных активов.
Коломойский этими атаками уже поставлен в настолько отчаянное положение, что практически в открытую угрожает Януковичу обанкротить свой же «Приватбанк». Для Коломойского это будет полная гибель, потому, что без «Привата» он – никто, но «Приватбанк» занимает настолько значительный сегмент банковского рынка Украины, что его банкротство по цепочке вызовет банкротство других крупнейших банков и последствия, которые можно оценить, как заведомо неприемлемые для украинской власти. И что ещё важнее – аппетиты «Семьи» распространяются и на активы олигархов, создавших и всегда поддерживавших Партию Регионов – Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа. Это создаёт одну из важнейших линий раскола в современной украинской элите.
Своей непоследовательной игрой в попытках получить преференции и от Евросоюза, и от России, Янукович ухитрился насолить буквально всем олигархическим группам – по одним ударила ситуация на российской таможне в августе этого года, по другим – отказ от подписания договора об ассоциации с ЕС. А тут ещё и недовольство старых олигархов рейдерскими атаками «Семьи»… К ноябрю против Януковича сложилась угрожающе всеобщая коалиция из группировок, которые хотели его свергнуть, и ПР-овских олигархов, которые свергать Януковича не хотели, но стремились обуздать аппетиты «Семьи» и связать Януковича по рукам и ногам какими-нибудь компромиссами с митингующими и Западом.
Толчком стала провокация, по всей видимости подстроенная их людьми в госструктурах – разгон евромайдана в ночь с 29 на 30 ноября. На следующий день майдан разросся до весьма угрожающих размеров, а поддержку ему в той или иной форме высказали даже такие совершенно ПР-овские олигархи, как Ахметов, Пинчук и Фирташ. Над Украиной нависла угроза олигархического переворота и превращения клептократии в нечто совсем неуправляемое.
В этой ситуации Янукович решился на крайне болезненный для него шаг, и принял помощь, которую предлагал ему Путин – кредит в 15 миллиардов долларов и скидка на газ с 400 до 268 долларов за 1000 кубометров. Это оказалось куда более правильным и эффективным использованием российских средств, чем любые попытки влиять на украинскую политику при помощи пророссийских партий и движений. Договор позволил Януковичу восстановить свои пошатнувшиеся позиции и за счёт России вернуть себе лояльность ведущих олигархических групп.
Фирташ получил дешёвый газ для своих химических заводов, которые при цене в 400 долларов были на грани банкротства. Пинчук – возможность снова экспортировать в Россию свои трубы. Порошенко – возможность экспортировать кондитерскую продукцию и спокойствие за свои заводы в Нижнем Новгороде. Ахметов – возможность участвовать в тендерах «Газпрома» на поставки оборудования. Больше всех может торжествовать Богуслаев – авиастроение и моторостроение Украины получит российские заказы, несопоставимые со всем, на чём они прозябали все 22 года украинской независимости. Есть пока не подтверждённые сведения о том, что он намерен продать «Мотор-сич» российской Объединённой авиастроительной корпорации.
На Западе этот договор вызвал почти истерику и шквал обвинений в адрес евробюрократов, «упустивших Украину» из-за своей жадности. Действительно, помощь, которую был готов предоставить Украине ЕС выглядит на фоне российской просто анекдотично – 610 миллионов евро. Но удивляться этому не стоит. Россия беднее Евросоюза, но для Евросоюза Украина – это всего лишь ещё один полуколониальный придаток. Помогать Украине нет особого резона – наоборот, нужно, чтобы всё, что имеет отношение к более-менее высокотехнологичному производству, на Украине как можно скорее обанкротилось. А для России воссоединение с Украиной – это фундаментальный вопрос возрождения российской имперской государственности. Понятно, что ради этого Россия была готова пойти на более крупные издержки, чем Евросоюз. И Россия рассматривает Украину не как колонию, а как будущую составную часть метрополии. Соответственно, Россия совершенно не заинтересована в полном развале украинской экономики.
Вот так вырисовываются контуры новой российской политики в отношении Украины. Главное – можно заметить самую прямую аналогию с тем, что Путин в начале 2000-х годов совершил внутри России. Это процесс приручения олигархической клептократии – без уничтожения олигархов, как субъектов экономической деятельности, но с их подчинением государственным интересам. Теперь украинскую клептократию будут методами кнута и пряника подчинять интересам евразийской интеграции. Как хороший дрессировщик, Путин создал весьма жёсткие рамки. Кредит Украине он предоставил в виде покупки украинских евробондов. А евробонды – это ценные бумаги, по которым не предусмотрено никаких отсрочек или фос-мажорных обстоятельств: или плати – или объявляй банкротство, то есть дефолт.
При этом Россия, как крупнейший держатель украинского долга, становится распорядителем в случае дефолта. Скидка на газ жёстко увязана с необходимостью согласовывать её ежеквартально, что позволяет в любой момент её отменить при малейших неблагоприятных изменениях в украинской политике. Противоречия между «Семьёй» Януковича и старыми олигархами дают России отличное поле для игры и возможность скормить нелояльные к России олигархические группы более лояльным. А успех Путина в приручении олигархов российских даёт все надежды на успешное приручение и украинской клептократии.
Комментарии