В Бирюлево снесло "крышу" от взяток
Члены президентского Совета по правам человека усомнились в чистоте помыслов борцов с этнической преступностью и засильем нелегальных мигрантов, которые не так давно проявили себя в Бирюлево. Руководитель постоянной комиссии совета по противодействию коррупции и председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов предложил проверить антимигрантскую зачистку в столичном спальном районе на наличие коррупционной составляющей.
Эксперты НАКа провели собственное расследование «стихийных протестов» в Бирюлево и последующие события, связанные с закрытием скандально известной плодоовощной базы «Покровское» и арестом Магомеда Чурилова, председателя правления ЗАО «Новые Черемушки» (оператор овощебазы). По версии «следователей-общественников», истинная подоплека случившегося отнюдь не декларируемая борьба с коррупцией, а устранение коммерческих конкурентов. В качестве подтверждения такой версии событий Кирилл Кабанов привел интересный факт. В отличие от овощебазы, руководство которой «активно содействовало правоохранительным органам по мигрантам, наркотикам, по мошенникам», силовики не тронули находящийся по соседству нелегальный рынок.
При этом многомиллиардные потоки с закрытой базы должны были переброшены в другие логистические центры. По словам Кирилла Кабанова, к клиентам закрытой компании стали обращаться по поводу «конструктивного сотрудничества» лица, которые говорили о своей принадлежности к силовым структурам. По мнению главы НАК это напоминает схему по «отжиму» бизнеса, которая практиковалась в 1990-е годы, когда сначала предпринимателям искусственно создаются невыносимые условия по ведению бизнеса, после чего навязываются платные услуги по его «крышеванию».
Кирилл Кабанов также сообщил, что возглавляемый им комитет уже подготовил обращения в столичную мэрию, Генпрокуратуру, МВД и ФМС на предмет проверки действий правоохранителей на коррупционную мотивацию.
В Бирюлево была закрыта не просто плодоовощная база, а крупный логистический центр, напоминает председатель «Национального антикоррупционного комитета» Кирилл Кабанов.
– Через него реализовывали продукцию иностранные компании, которые привозили на столичные рынки фрукты из Турции, Греции, Израиля, Голландии. Это значительный финансовый поток, который перераспределялся через логистический центр в Бирюлево. Есть косвенные признаки того, что в основе всей этой истории лежит передел рынка. То есть удар наносится по логистическому центру. При этом с незаконным рынком по соседству, к которому были претензии, ничего не происходит. Таким образом, проблема с рассадником незаконной миграции не решается. Зато сразу же началось активное движение в сфере торговли, связанное с попыткой загнать товарный поток в определенные рамки и условия.
Подобными методами силовики работали с таможенными потоками еще в 1990-е гг. Брали под контроль и предоставляли «крышу». Соответственно, есть основание для проверки. Нужно посмотреть, что стоит за событиями в Бирюлево.
«СП»: – Националисты в описанной схеме используются вслепую?
– Власти заявляют, что борются с национальным криминалом среди приезжих. Базу закрывают. При этом товарный поток должен куда-то перемещаться. Допустим, он переходит на Южные ворота (торговый комплекс в Москве – прим. ред.). Туда приезжает Собянин и говорит, что все нормально. Но Южные ворота тоже «хлопают» через неделю. Поток начинается «бегать». Как показывает практика, в конце концов к представителям бизнеса приходят люди и говорят, если вы пойдете туда-то, то у вас будут проблемы. При этом рынок уже сыграл в плюс по ценам. Понятно, что овощи, которые выращиваются в России (капуста, картошка) не отреагировали на эту историю. А вот фрукты начали дорожать.
Получается, что некая дельта уже заложена для того, чтобы выплачивать (коррупционную ренту- прим. ред.). Потому что поднять рынок легко, а опустить его сложно. Тем более, что потребитель уже «скушал» это повышение. Дальше приходят люди и говорят, давайте вместе выстраивать систему. Товары перебрасываются на торговую точку, часть выручки которой «отстегивается» тем людям, которые все это организовали.
«СП»: – Реализации этой схемы предшествует устранение коммерческих конкурентов?
– Совершенно верно. Фактически это использование административного ресурса для установления контроля над потоками.
«СП»: – Вы придерживаетесь версии, что антимигрантские волнения в Бирюлево были инспирированы?
– Там было два потока. Первый действительно складывался стихийно. Во втором случае люди знали, куда вести остальных и что делать.
«СП»: – По мнению председателя Конституционного суда, российское законодательство в отношении взяточников неоправданно смягчено
– И это тоже. Но главное - это мотивация людей, нужно менять менталитет и поведенческие стереотипы. Когда говорят, что хорошо прописанные правила автоматически отрегулируют ситуацию в нашей государственной службе, это не совсем так.
В первую очередь важна и мотивация у государственных служащих. Если мотивация - это только зарабатывание денег, то даже наличие рисков, связанных с коррупционными практиками, не остановит потенциальных мздоимцев. В том случае, если коррупционное предложение больше, чем риски, важна как суровость, так и неотвратимость наказания. Это ложная дилемма.
«СП»: - Как можно сформировать правильную мотивацию у элит в условиях, когда любой статус и административный ресурс сегодня сразу монетизируется?
– Уже подрастает новое поколение молодых людей, которые приходят на госслужбу. Многие из них не торопятся монетизировать свой статус, а скорее выступают как карьерные чиновники.
«СП»: – То есть «ударим по коррупции карьеризмом»?
– Ориентация на карьеру - это лучше, чем стремление «монетизировать» все, что плохо лежит.
По словам лётчика-испытателя, Героя РФ, почетного президента ЗАО «Новые Черёмушки» в Бирюлёве Магомеда Толбоева, местные жители не имеют никакого отношения к устроенным националистами погромам.
– В толпе были националисты, которые воспользовались фактом резонансного убийства. А если бы убийцей был русский парень, думаю, была бы тишина. Складывается такое впечатление, что кто-то ждал подобной истории. Все что произошло в дальнейшем, моделировалось специально.
«СП»: - Реально ли восстановить справедливость посредством обращения в правоохранительные органы?
– Наша правоохранительная система политизирована. Как скажут, так и сделают. Миллиарды крадут и люди нормально живут. А другие из-за мелочи садятся в тюрьму. Народ уже смеется над таким правосудием. Миллиардерша находится под домашним арестом и разгуливает с собачкой. А кто-то по надуманному поводу отправляется за решетку. Судебная система тоже поражена коррупцией. Подчас найти справедливость просто невозможно. Действует только «право по звонку». То есть позвонили и сказали «надо». Вот и получается, что борьба с коррупцией упирается в политическую волю высшего руководства.
Бывший генеральный прокурор России Юрий Скуратов заявил «СП», что не владеет достаточным объемом информации, касающейся подоплеки событий в Бирюлево, так что предпочитает не выдвигать предположения на этот счет.
– Другое дело, я не понял решение о ликвидации этой плодоовощной базы. Вместо того, чтобы навести порядок, освободить ее от нелегалов, были созданы дополнительные проблемы. Фуры пошли в другие точки, проблемы с приемкой. В конечном счете это сказалось на цене овощей и фруктов для москвичей. В общем, версию представителей НАК полностью отбрасывать нельзя. Тем более, что рядом с базой находится рынок, где, предположительно находятся нелегалы, но его трогать не стали. То есть налицо избирательный подход.
«СП»: - Разделяете ли вы мнение Валерия Зорькина, который предлагает налегать на реальные сроки вместо неработающих денежных штрафов в качестве наказания за экономическую коррупцию?
– Если судить по статистике, штрафы не взыскиваются. Казалось бы, для коррупционеров это благо, что их не отправили в места столь отдаленные, а дали возможность «искупить вину» крупным штрафом. Однако реально взыскать удается не более 1% от суммарного количества выписанных штрафов. Я и раньше считал, что это абсолютно неэффективный подход. С помощью одних только экономических мер коррупцию победить невозможно. Таким образом только стимулируется рост «коррупционных тарифов». В этом плане Зорькин прав, но нового он ничего не сказал. Он просто сослался на соответствующее высказывание президента.
«СП»: - Станет ли панацеей ужесточение антикоррупционного законодательства?
– Нужен разумный баланс, предполагающий как жестокость наказания, так и его неотвратимость. Я бы обратил внимание на идею ввести уголовную ответственность юридических лиц. Ее также озвучил Зорькин. Чтобы взыскание ущерба накладывалось не только на человека. Поскольку он может переписать все на компанию. Нужно, чтобы сами компании привлекались к ответственности по тем же имущественным делам. Это более менее свежий законотворческий мотив.
«СП»: – Ратификация статьи 20 Конвенции ООН по борьбе с коррупцией - это уже почти вечный мотив. Насколько он актуален?
– Я считаю, что это не главное. Нужно разработать комплекс мер и, прежде всего, нужна политическая воля. У нас по-прежнему есть деление на «неприкасаемых» топов и чиновников средней руки, которые часто используются в качестве «стрелочников». При этом неприкасаемых никто не трогает. История с Сердюковым это очень четко показала. Я уже не говорю про то, что нам нужна реально независимая судебная система. Но главное - это политическая воля. Когда все без исключения чиновники и олигархи почувствуют, что закон для всех един, только тогда ситуация может измениться к лучшему.
Комментарии
это известно очень давно ...