Рецессия в Америке закончилась. Что дальше?
                        Рецессия в Америке закончилась пять лет и одиннадцать месяцев назад.  Официально, экономика вышла из фазы спада в середине 2009 года, но вряд  ли найдется оптимист, готовый заявит о том, что она уже полностью  восстановилась. Безработица по-прежнему высока, и если бы отчаявшиеся  люди не покидали ряды рабочей силы, она была бы еще выше. 
Долгосрочная  безработица - число людей, не сумевших найти новую работу в течение  шести или более месяцев - в четыре раза выше, чем до рецессии. За этой  сухой статистикой стоят миллионы искалеченных судеб и человеческих  трагедий - потерянные дома, разрушенные карьеры, молодые люди, так и не  попробовавшие свои силы на профессиональном поприще. Многие просили,  требовали, чтобы политика государства ориентировалась в первую очередь  на создание новых рабочих мест. Но их мольбы потонули в стройном хоре  голосов, призывающих к осмотрительности. Мы не можем тратить деньги на  создание рабочих мест, утверждали они, потому что это приведет к новым  долгам. Мы не можем нанимать безработных и вкладывать сбережения в  строительства зданий, дорог, туннелей, школ. Забудьте про сегодняшний  день, нужно смотреть дальше, в будущее.
Но горькая правда как раз в том, что, не сумев решить проблему  безработицы, мы, фактически, жертвуем этим самым будущим. То, что  сегодня считается здоровой и надежной политикой, на самом деле является  формой экономического мазохизма, который обескровит Америку на много  лет. По крайней мере, так утверждают аналитики Федеральной резервной  системы, и, как это ни прискорбно, я им верю. Более того, я пишу этот  обзор в дни, когда проходит крупная ежегодная конференция Международного  валютного фонда. В этом году мы обсуждаем причины и последствия  экономических кризисов, и у нас нет недостатка в докладах на любой вкус:  от "все прекрасно" (в частности, Латинская Америка в последние годы  удивляет своей стабильностью), до "хуже не придумаешь" (о нескончаемом  кризисе Еврозоны). Однако совершенно ясно, что гвоздем мероприятия будет  доклад, посвященный действительно острой проблеме: доказательствам  того, что попустительствуя высокой безработице, мы нанесли непоправимый  вред своим долгосрочным перспективам. Как же так? В исследовании (с  непримечательным заголовком " Совокупное предложение в Соединенных  Штатах: изменения и последствия для проводимости монетарной политики"),  говорится о том, что наш, казалось бы бесконечный спад серьезно вредит  долгосрочным перспективам сразу по нескольким направлениям.
 Люди,  которые долгое время находятся без работы, в конечном счете, переходят в  разряд нетрудоспособных; низкие продажи сдерживают деловые инвестиции;  новые компании не открываются; уже работающий бизнес избегает затрат на  исследования и разработки.
Более того, авторы доклада - а один из них является директором Совета  ФРС по исследованиям и статистике, поэтому тут речь не о туманных  научных догадках - снабдили свои доводы цифрами. Они свидетельствуют о  том, что экономическая слабость уже сократила потенциал Америки примерно  на 7%, это значит, что мы становимся беднее примерно на 1 трлн.  долларов в год. И речь не об одном неудачном годе, речь о долгосрочных  потерях: по одному триллиону долларов в течение многих лет. Эта сумма -  результат долгих расчетов и сопоставлений данных, и тут можно спорить о  деталях. Да, может быть, мы будем терять всего 800 млрд. в год! Но  доказательство на лицо: не реагируя должным образом на массовую  безработицу, и даже не стремясь сделать эту проблему ключевой при  формировании политики, мы наносим себе непоправимый вред. В этом и  заключается горечь иронии: мы игнорируем безработицу, потому что так  велят нам "бюджетные склочники", закутавшиеся в мантию долгосрочной  ответственности, которую им удалось в умах общественности приравнять к  сокращению государственного долга.
Но это совершенно бессмысленно. Я и многие мои коллеги неоднократно  говорили о том, что долги, хоть и влекут за собой досадные проблемы, но  не делают нацию беднее, потому что мы должны деньги сами себе. Тот, кто  утверждает, что мы берем взаймы у своих детей, плохо учил математику в  школе. Да, косвенно долг может сделать нас беднее, если дефициты  приведут к рост процентных ставок и, соответственно, сокращению  эффективных инвестиций. Но ничего подобного не происходило и не  происходит. Напротив, инвестиции низкие из-за слабости экономики. И  главное, что сдерживает рост экономики - это депрессивные последствия  сокращения государственных расходов, особенно, через снижение  государственных инвестиций  - все во имя защиты будущего от сильно  преувеличенной угрозы долгового коллапса. Можно ли что-то исправить?  Аналитики ФРС настроены пессимистично, и, боюсь, что в этом они тоже  правы. Америке, скорее всего, придется потратить не одно десятилетие,  расплачиваясь за ошибочные приоритеты прошлых лет. Ужасная история: мы  сами себе нанесли увечья, и сделали это во имя долгосрочной  ответственности. Да и сейчас мы продолжаем копать себе яму.
                        
                     
                    
Комментарии