Хватит отделять Кавказ?

Не утихает шум вокруг законопроекта, который предложили депутаты Госдумы:наказывать за пропаганду сепаратизма. С инициативой выступили эсер Михаил Емельянов и единороссы Антон Романов и Евгений Федоров.

Наказывать тех, кто публично оспаривает целостность России, депутаты предлагают сурово. Просто за пропаганду (то есть распространение в любой форме идей, в том числе с использованием агитматериалов) - сажать на срок от 3 до 6 лет. За хранение и изготовление сепаратистских материалов и публичную демонстрацию соотвествующего видео - на срок от 5 до 7 лет. За публичное выражение симпатий сепаратистам можно загреметь на срок от 3 до 10 лет. Максимум - до 20 лет тюрьмы - предлагают давать тем, кто пропагандирует сепаратизм организованной группой, применяя насилие, используя служебное положение и СМИ.

Мы обратились к политикам, правозащитникам и политологам, чтобы понять - а нужен ли нам такой закон?

ЗВОНОК ЖИРИНОВСКОМУ

«Может быть, штраф сперва сделать?»

Мы не могли не позвонить бессменному лидеру ЛДПР. Ведь именно после сканадального выступления Владимира Жириновского в программе «Поединок» законопроект и появился. Вольфович сгоряча заявил, что было бы неплохо «окружить колючей проволокой» северо-кавказские республики, рождаемость в них ограничить, и вообще запретить кавказцам свободно передвигаться по стране.

Жириновский уже не так горяч. Градус своих высказываний он сильно сбавил после «воспитательной» беседы с президентом - Путин рекомендовал вождю ЛДПР не наносить «ущерб фундаментальным интересам нашей страны», обращаясь «к отдельной части электората» (президент, по всей видимости, имел ввиду как раз сепаратистски настроенных граждан).

- В принципе, это правильно. Я никогда не слышал, чтобы в Германии, Франции кто-нибудь ставил вопрос об отделении каких-то земель и областей, - рассказал Жириновский «КП». - В Италии было это - отделить северную часть страны от южной, провозгласить там отдельную республику со столицей в Милане. Рим - отдельно, Неаполь - тоже... Но мы, учитывая наш печальный опыт 1917-го и 1993-го, должны это пресечь. Никто не в праве ставить вопрос о территориальных изменениях! Создаются уже какие-то чуть ли не движения: то отделить, этих отделить... Это же государство! Здесь нельзя шутить.

Другое дело - слишком большое наказание. Может быть, штраф сперва сделать? За пропаганду. Допустим, миллион рублей. Для бедных людей это будет огромная сумма. Ну, и уголовное наказание - достаточно будет трех лет. 20 лет мы даже за убийство не всегда даем. Но тем не менее, такой законопроект нужен. Мы поддержим.

- Нет ли опасности, что начнут сажать просто за неосторожно сказанное слово?

- Вот с этим у нас проблема! Уже есть статья 282 («экстремизм», УК РФ - Ред.). Скоро вообще разговаривать ни о чем нельзя будет! Вот это вот проблема! О чем людям говорить? Слово какое-то употребил - нецензурное. Штраф или в тюрьму! Что-то там сказал про какую-то часть страны, что надоело с ними жить, - опять тебя в тюрьму. Да еще на 20 лет! А кто будет давать квалицикацию: это разговор был об отделении? Или о том, что люди из этого региона ведут себя, как говорится, очень неприятно? И неприлично? И, может быть, немножко диковато?

АВТОРА!

«Тут не надо рассуждать»

Мы позвонили одному из инициаторов законопроекта депутату Госдумы Евгению Федорову.

- Почему идея возникла именно сейчас?

- Система иностранного финансирования сегодня ориентирована на грантополучателей, которые активно пропагандируют сепаратизм. В последние пару лет изменилась тактика конкурентной борьбы с Россией.

- Целитесь в тех, кто, как вам кажется, разваливает страну, но в кого попадете на деле? Что, о сепаратизме даже рассуждать теперь нельзя будет?

- А что тут рассуждать? Тут не надо рассуждать! Это решение (об объединении российских регионов - Ред.) приняли до нас наши предки. К тому же, никто не мешает рассуждать на кухне. Мы говорим о том, что нельзя использовать мощные ресурсы, в том числе государственные, для этой пропаганды. Это не просто рассуждения! Это антигосударственная деятельность!

- То есть если «Комсомолка» публикует материал о гео-политике и дает мнение сепаратиста, уравновешивая его мнением патриота, мы тоже попадем под закон?

- Я думаю, вы откорректируете свою позицию и просто будете писать на другие темы.

МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГА

Алексей Власов зам директора Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ им. Ломоносова:

«Половина либералов и две трети националистов сразу сядут»

- Идея правильная, но, как всегда, депутаты ее реализуют слишком уж радикально. Что сегодня считать сепаратизмом? Выступления маргинальных групп в национальных республиках - на Северном Кавказе, в Татарстане, Башкортостане? Но таких людей немного, меньше 1%. А считать ли сепаратизмом лозунг «Хватит кормить Кавказ»?

При желании это тоже можно подвести под статью. То есть половина оппозиционных либеральных политиков и примерно две трети националистов сразу сядут. Под раздачу попадут и правые, и виноватые.

Кстати, в бывших советских республиках - в том же Азербайджане, в Грузии, в Армении - нет отдельной статьи за сепаратизм. Есть уголовное преследование за угрозу национальным интересам. Правда, все они - унитарные государства, а мы - федерация, поэтому у нас этот вопрос сразу выходит на другой уровень восприятия. Но у нас уже есть закон об экстремизме, под который сепаратизм тоже подпадает. Зачем нам два примерно одинаковых закона? Прежде чем резать, нужно хотя бы раза три-четыре отмерить.

КОММЕНТАРИЙ ПРАВОЗАЩИТНИКА

«Это популизм»

- У нас уже сейчас достаточно законодательных мер, которые позволяют адекватно реагировать на сепаратитские выступления: закон об экстремизме, закон о терроризме, - считает Ольга Костина, зам председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов. - Дополнительно выделять что-то - это скорее политический популизм, чем практическая необходимость. Давайте просто учиться правоприменению и его анализировать - это гораздо более эффективно, чем под какие-то конкретные дела или истории - трагедии или драмы - бросаться городить законы на уже существующие.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Заместитель редактора отдела политики Андрей Рябцев: "Даже думать не смей!"

Наши законотворцы все больше похожи на полицию мыслей из оруэловской антиутопии «1984». Они у нас так же, как и охранители Большого Брата, охотятся за мыслепреступниками.

Нет, конечно же, Родину разваливать нехорошо. Особенно если сам толком ничего не построил. Но и начинать охоту на ведьм как минимум глупо. А как максимум - опасно. Потому что мы все с вами знаем, как сегодня у нас работает следствие и суд. Эффективно работают - как они сами шутят, был бы человек, а дело на него найдется... Закон против пропаганды сепаратизма (если его примут) количество таких дел увеличит изрядно. Как и число реальных, а не кухонных, сепаратистов, которые ради своей цели готовы взрывать и убивать нас с вами.

Очень надеюсь, что законопроект не пройдет. Иначе оглянуться не успеем, как законотворцы, важно пыхтя, предложат создать Министерство любви (привет Оруэлу!). Надо же где-то пытать мыслепреступников. Да-да, вот вас, с газетой в руках! Что это вы там недозволенное подумали?!

ВОПРОС ДНЯ

Надо ли сажать в тюрьму за обсуждение проблемы сепаратизма?

Ирина ХАКАМАДА, политик:

- С Уголовным кодексом нужно разобраться. Тюремные сроки должны появляться только при определенных действиях, которые провоцируют людей на насилие и агрессию.

Анатолий ВАССЕРМАН, политконсультант, участник интеллектуальных телеигр:

- Сепаратизм на памяти нашего народа уже обернулся гибелью сотен тысяч людей в междоусобных войнах, десятков миллионов - от голода, холода и прочих житейских тягот. Поэтому наказание за такое деяние вовсе не чрезмерное, а, возможно, даже и недостаточное.

Николай СВАНИДЗЕ, публицист, член Общественной палаты:

- Что такое «призыв к сепаратизму? Если человек просто анализирует - это одно. А если политик предлагает обнести целый регион колючей проволокой - уже совсем другое. У нас и так правоприменительная практика крайне произвольна.

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист:

- Как экстремизмом у нас порой объявляют патриотизм, так же и сепаратизмом могут объявить, к примеру, требования улучшить положение русских. Так что я не торопился бы.

Евгения ЧИРИКОВА, правозащитница:

- Это как в «Собачьем сердце»: профессор Преображенский ругает большевиков за слово «контрреволюция», потому что совершенно непонятно, что оно значит. Это очень опасно, это путь к ГУЛАГам и уничтожению людей свободномыслящих.

Андрей ФУРСОВ, историк:

- Разговоры о сепаратизме ведет пятая колонна, поющая с чужого голоса Запада, который давно зарится и на Сибирь, и на Арктику. Вопрос только в степени наказания. Сказал отрезать от России кусок - иди работай дворником. Кстати, в США ни одному профессору в голову даже не придет сказать: «Давайте отделим Техас и отдадим Мексике». Карьера тут же кончится.

Константин БОРОВОЙ, политик:

- Это опасно и неэффективно. Потому что начнутся уголовные процессы, проблема будет еще шире обсуждаться, а сепаратизм станет политическим фактором.

Абдул ТУРТУЗОВ, глава чечено-ингушской диаспоры «Вайнах» в Тверской области:

- И 20 лет тюрьмы не много. Я обеими руками и ногами за такое наказание! Разве недостаточно, что развалили СССР? Сепаратизм - это сейчас самое страшное, что может быть для России.

Иван, читатель сайта KP.RU:

- Запретить обсуждать саму тему сепаратизма? Ребята, вы что! Ведь придется сослать в лагеря каждого второго журналиста и политика. Наказывать надо за действия, а не за слова.