Большевики и РПЦ

На модерации Отложенный

Есть точка зрения, согласно которой, после прихода к власти большевиков, церковь подвергалась жесточайшим гонениям. Попов ежечасно убивали, убивали («Уж мы их душили-душили»), но все никак не могли убить. Храмы взрывали постоянно, но все никак не могли все взорвать. Казалось бы, ситуация противоречивая. Но в действительности это лишь поповская легенда, которая не соответствует действительности. И в этой статье я попробую как раз описать то, что происходило на самом деле.

Итак, временное правительство, которое во всем потакало попам и даже платило им зарплату, низложено. Все с интересом наблюдают за развитием событий. Мало кто верил, что большевики сумеют продержаться у власти и неделю. Однако со временем уверенность попов и капиталистов медленно, но верно сходила на нет. Теперь пора бы задуматься о будущем.

Понятно, что большевики, которые всегда последовательно выступали за отделение церкви от государства и школы от церкви никак не могли обойти вниманием этот вопрос и оставить все так, как было при царе и временном правительстве. Попы же уповали на беспринципность политиков, да и человеческой натуры в целом (они, как правило, судили людей по себе, причем обычно были правы), но на этот раз у них ничего не вышло.

Если примут «ненавистный» декрет, то теперь никакой десятины, никаких доходов с земель, никаких привилегий перед другими вероисповеданиями. Понятно, что этот декрет однозначно упразднил бы требования поместного собора к правительству. Поэтому попы пытались «договориться» с большевиками. Они внаглую шли в совет народных комиссаров и прямо заявляли, что если те откажутся от их денежного содержания, то власти большевиков тут же придет конец!

Но большевики твердо решили отделить церковь от государства. И буквально сразу начали разрабатывать декрет. Вскоре он уже был готов. Так выглядел декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви:

1. Провозглашение светского характера советского государства — церковь отделяется от государства.

2. Запрет любого ограничения свободы совести, или установления каких бы то ни было преимуществ или привилегий на основании вероисповедной принадлежности граждан.

3. Право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

4. Запрет указания религиозной принадлежности граждан в официальных документах.

5. Запрет религиозных обрядов и церемоний при совершении государственных или иных публично-правовых общественных действий.

6. Акты гражданского состояния должны вестись исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений.

7. Школа как государственное образовательное учреждение отделяется от церкви — запрет преподавания религии. Граждане должны обучать и обучаться религии только частным образом.

8. Запрет принудительных взысканий, сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, а также запрет мер принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами.

9. Запрет права собственности у церковных и религиозных обществ. Недопущение для них прав юридического лица.

10. Все имущества, существующих в России, церковных и религиозных обществ объявлены народным достоянием.

Для попов это что-то сродни концу света. Однако они решили действовать иначе. Ведь декрет опубликован в январе, а действует с марта. Началась волна поповских призывов и угроз новому правительству. Надо сказать, что все эти призывы и угрозы были именно связаны с зарплатой для церковников и содержанием церквей за счет государства. Фактически отмечалось, что если большевики откажутся от затеи, то они прекратят саботаж.

На соборе попы взяли курс на противостояние декрету, т.к. он представляет собой:

«злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения».

Гонение – это уравнять в правах с другими церквями. РПЦ уж очень хотелось быть «выше» остальных, и чтобы еще приплачивалось.

Фактически церковники (и лично патриарх Тихон) открыто призывали к свержению власти, к вооруженному противостоянию с властью в своих листовках или беседах с прихожанами.

Они были готовы залить всю страну кровью, лишь бы им платили зарплату…

Радует лишь то, что в действительности люди, которых освободили от обязательного «почтения» к церкви, просто не стали даже обращать внимания на поповские визги. Скорее всего, большая часть населения посчитала этот декрет справедливым, поскольку раньше РПЦ держалась только за счет штыков. Православие было обязательной, насильно навязанной религией, пожирающей огромные государственные ресурсы.

Понятно, что фанатики, которые были за церковь, имели место, но их было немного. Как правило, это были люди необразованные, из деревень. Какой был их интерес выступать за то, чтобы церковники были присоединены к государству и школе? Никакого. Церковники лгали, что большевики – дети дьявола, что наступает царство антихриста и прочее. А некоторые люди были настолько невежественны, что верили в это буквально. В СНК шли письма, что требуют вернуть зарплату церковникам: «сто миллионов русского населения».

В действительности влияние церковников было ничтожным. Например, в Питере против декрета организовали крестный ход. В СНК направили запрос, где указывалось, что участников хода будет 500 тысяч человек. СНК разрешил проведение крестного хода, однако Луначарский предупредил организатора, что если будут провокации, то сам организатор будет отвечать за это. В итоге пришло около 50 тысяч человек, а в других городах вообще сотни…

Через год (в 1919) ситуация изменилась до такой степени, что на крестный ход приходили уже даже не тысячи, а сотни человек. Отмена «обязательности» доказала, что авторитет церкви – мнимый. Никакой реальной политической силы у нее не было.

На территории советской России волнения прекратились после реакции властей. Дело в том, что когда изымались номинальные земли церкви (которые юридически принадлежали вначале царскому, а затем временному правительству, а не церкви), часто попы пытались организовать вооруженное сопротивление. Это власти подавляли несколько раз жестко, затем уже никто не захотел в этом участвовать. Видимо, мракобесы считали, что они настолько сакральны, что на их противозаконные действия никто и не ответит. Патриарх, однако, все призывал и призывал, но эти призывы были уже пустыми.

Интересно, но после введения декрета, он исполнялся вовсе не повсюду. И часто, когда попы не могли тянуть деньги с государства, они собирали их с населения. Ведь попов было много, монахов было много (как и монастырей с церквями), а всей этой своре нужно кушать (а это около 2 миллионов человек, если не больше, учитывая монахов). Вот они ходили и «выбивали деньги» с крестьян. В итоге простое крестьянское население стало с ними воевать. Именно большая часть убийств попов проходила в этой стихийной обстановке.

Когда вспоминают о том, как «попов сбрасывали с колоколен», то делали это вовсе не большевики, а простые крестьяне. Причем эта тенденция началась еще до большевиков. Есть примеры даже времен восстания Пугачева или крестьянских бунтов, не говоря уже о революционных событиях 1905 года.

Когда уже делать ничего не оставалось, когда стало понятно, что правительство большевиков твердо стоит на месте, что оно вовсе не пропадет «через неделю», образовалась интересная ситуация в церкви.

Во-первых, РПЦ полностью дезорганизована. Если нет денег, то физически не получится содержать все церкви и монастыри. Это очень убыточная стала деятельность, просто невозможная.

Регламент власти в отношении церковников стал простым: церковь в безвозмездную аренду в случае, если попы имеют хотя бы 20 прихожан. Также они должны осуществлять ремонтные работы. Не стоит забывать, что они могут частным образом обучать религии. И даже проводить массовые крестные ходы. Казалось бы, все честно. Как видно, власти не обвинили «всех» попов в реакции, а только тех, кто действительно был задействован в контрреволюционном заговоре. Однако попы при таком раскладе быстро развалились как каста. Они доказали, что вообще неконкурентоспособны. Именно поэтому царское правительство на протяжении столетий душило их соперников и принуждало граждан «к вере» путем жесточайших репрессий. Например, за отказ от православия можно было получить 20 лет каторжных работ с конфискацией имущества.

Ведь надо понимать, что здания нужно реставрировать, убирать, оплачивать иные расходы (хор, сборы, продажи и т.д.). А еще попам нужно кушать, а они любят не просто кушать, но и жить в роскоши.

Так что все очень сложно. И выходы многоуважаемые священники нашли разные. Можно все разделить по группам.

Часть попов прихватила золотишко и другие реликвии, а затем просто эмигрировала. А в эмиграции им было неплохо. Они зарабатывали на том, что описывали «ужасы советской власти», хотя свидетелями не являлись. Надо сказать, правда, что это было в основном высшее сословие и небольшая часть примкнувших «мелких» попов, видимо как обслуга.

Другая часть присоединилась к белому движению и открыто противостояла советской власти. Более того, были даже сформированы «Иисусовы полки». Попы также благословляли интервенцию Антанты. Все это было вызвано тем, что контрреволюционеры полностью содержали поповское сословие, в отличие от «проклятых большевиков».

Правительство «свободной России» в своих законах закрепляла плату попам. В итоге все было провалено, и часть церковников эмигрировала, а часть была расстреляна, поскольку часто попы прямо принимали участие в боевых действиях.

Нельзя не отметить, что образовались группы «лояльных попов». Одна группа долгое время сомневалась, а другая действовала максимально быстро. Это окончательно раскололо православие на территории Советской России. В основном это две группы:

   * Так называемые «обновленцы». Это люди, которые поняли, что нужно использовать момент. Дело в том, что иерархия церкви была нарушена, вот часть низовых и часть прагматичных попов, не теряя времени, организовали «обновленную церковь». Они единогласно осудили патриарха Тихона за антигосударственную деятельность и поклялись в полной лояльности советскому режиму.

Почему они появились? Хотя нет зарплаты, но прихожан все еще много (уже не так много, как тогда, когда заставляли посещать церковь, но хватает). Ведь нельзя уничтожить предрассудки за сутки. В общем, немногочисленная группа попов может брать бесплатно храмы (в безвозмездную аренду) и жить за счет пустословий и воздаяний прихожан. Фактически те же дармоеды, но с более низкой планкой. Плюс, они могли наспех состряпать себе высших званий церкви, т.е. им не пришлось долго их добиваться.

Надо отметить, что все было реализовано очень мудро, и они действовали достаточно долгий период времени.

   * Вторая группа - это «классическая» РПЦ, но уже со своими проблемами. Ведь патриарх в первое время занял непримиримую позицию, а огромная часть церкви была готова от нее отказаться. Вот в период, пока сделать ничего не могли, появились обновленцы. Да, высшие иерархи могли бы присоединиться к ним, но не стали этого делать, т.к. потеряли бы свои «почетные звания» и вотчины. Ведь обновленцы, которые успели все сделать быстро, понятное дело, не отдали бы этим свои прибыльные места. В этом и суть «раскола», поскольку формально у них никаких разногласий вообще не было.

Надо отметить, что «классическая» РПЦ осталась, но ее влияние в те годы было уже значительно ниже, чем у обновленцев. Потребовались долгие годы, чтобы оно было возвращено. Однако попы, которые находились у верхушки, все-таки имели достаточно значительные доходы от пожертвований и, полагаю, продажи различной бижутерии. Они часто бились с обновленцами за «золотые» приходы.

Понятно, что такая ситуация сулила церкви только то, что теперь останутся в ходу лишь рентабельные храмы (торговые точки). В деревнях, селах, малонаселенных пунктах, почти не осталось попов, они все двинулись в крупные города.

Дело в том, что в царское время, а особенно в период крушения, государство значительно поддерживало даже убыточные церкви, где прихожан не может быть много постольку, поскольку само число жителей ничтожно. При Николае IIситуация обострилась тем, что он наспех одобрил целую пачку канонизаций «святых» (это было политическое решение), а также массовую застройку страны церквями и монастырями. Вероятно, считал, что это поможет решить проблемы с революцией.

В общем-то, можно констатировать, что большая часть храмов, а уж тем более монастырей, опустела. И именно поэтому разрушались здания, а вовсе не из-за «гонений». Просто туда никто не ходил, а попов не было. И для чего эти пустые здания нужны? Их иногда можно было использовать как склад, но часто в этом не было никакой нужды. Проще отстроить новое здание (например, дом) на месте заброшенной церкви.

А теперь хочется сказать о самой многочисленной группе попов, которая затмевает все перечисленные выше. Это попы, которые просто перестали быть таковыми, и ушли работать. Кто стал извозчиком, кто торговцем, кто писарем, кто сторожем. Это именно подавляющее большинство, несравнимое с перечисленными выше. Дело в том, что здесь люди поняли, что ловить больше нечего, денег не будет. А там где вкус денег еще имеется – места заняты.

Т.е. фактически попы воспринимали, да и воспринимают это как работу. Если можно нести ахинею про говорящую змею, 900-летних людей и горящие, но разговаривающие кусты с ослицами и не работать, имея приличные доходы, то все нормально. А если нужно нести ахинею, не получать за это денег (или получать очень мало), с перспективой того, что придется работать, то смысла нету.