ТС-Украина: давайте не будем хлопать дверью

На модерации Отложенный

Анализируя развитие ситуации, связанной с настойчивым стремлением Украины подписать Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, и учитывая настроения российского политикума, обвиняющего ее руководство в проведении «неомазепной» политики, хочется заметить, что возможно стоит более спокойно относиться к такому выбору Киева.

На мой взгляд, Украина стремиться в ЕС, по большей части исходя из ошибочного и иллюзорного представления о том, что там ее ждет манна небесная. Ну, хорошо, решила она, что ей будет лучше в Евросоюзе, ну и славно! Хотя, очень возможно, что после подписания соглашения об ассоциации, игра в жестких рамках европейского законодательства, очень быстро внесет ясность в умы украинских руководителей, заставив их по-другому смотреть на будущий формат отношений с Евразийским союзом. Сегодня же бесполезно шантажировать Украину введением высоких таможенных пошлин на украинские товары, применением экономических санкций и закрытием рынков стран ТС в случае подписания Соглашения, так как всем ясно, что в этих угрозах гораздо больше политики, чем экономики. А политику и эмоции надо оставить за рамками практической экономической деятельности.

Поскольку реалии таковы, что длительное совместное проживание на одной территории и ведение совместного хозяйства, привело к тому, что наши страны и народы, объединяют не только тесные экономические связи, но и родственные отношения, общая культура, традиции. Друг от друга нам никуда не деться, мы - ближайшие соседи, мы - один народ. Поэтому, конструктивные и взаимовыгодные отношения, это то, к чему нам необходимо стремиться. Совершенно очевидно, что приглашение в Таможенный союз новых членов в «добровольно-принудительном» порядке, посредством торговых войн и ультиматумов, не способствует укреплению его авторитета. И когда председателю Коллегии Евразийской экономической комиссии даются поручения о разработке «комплексных ограничительных мер» в отношении товаров украинского производства, хочется напомнить членам Коллегии, что они все же должны действовать в интересах всех стран ТС.

Уместно привести высказывание Александра Лукашенко на заседании Высшего Евразийского экономического совета: «... важно, чтобы Украина, двигаясь в сторону ЕС, не закрывала для себя возможность участия в Таможенном, а в дальнейшем - и в Евразийском экономическом союзе». Сегодня странам Таможенного союза было логично думать не над тем, как наказать Украину, разрабатывая правовые основы для введения ограничительных мер в отношении украинского экспорта, а как сохранить конструктивный диалог и взаимовыгодное сотрудничество в сферах взаимного интереса. И такой взаимный интерес существует. Надо сказать, что, несмотря на выбор европейского вектора, Украина по-прежнему демонстрирует желание активно развивать отношения с Россией и искать новые формы взаимовыгодного сотрудничества с Таможенным союзом.

Ее руководство неоднократно заявляло, что сфера интересов Украины включает сохранение стратегических отношений со своими традиционными партнерами. Учитывая общность экономического пространства со странами ТС, значительные объемы товарооборота и традиционно сложившиеся рынки сбыта готовой продукции, а также наличие схожих проблем (необходимость модернизации базовых отраслей, диверсификации экономик, и др.), правительство Украины понимает необходимость сохранения сотрудничества на восточном направлении.

Это понимание подтверждается неоднократными заявлениями о необходимости формирования соответствующего формата взаимодействия со странами Таможенного союза. С учетом новых реалий Виктором Януковичем была предложена формула взаимодействия «3+1».

Такой формат сотрудничества отражает позицию руководства Украины, которая заключается в том, чтобы выбрав европейский вектор, сохранить прежние экономические связи, используя различные формы интеграции. Украина уже заявила о готовности присоединиться к 70 соглашениям Таможенного союза, которые не противоречат положениям договора о ЗСТ. Правилами ТС предусматривается такая возможность: государства, которые не являются участниками ТС, имеют возможность присоединиться к техническим регламентам. Кроме того, Украина стремиться оставить за собой статус наблюдателя в Таможенном союзе и сохранить сотрудничество с Россией в рамках тех положений, которые не противоречат положениям об ассоциации с ЕС. Последние контакты на уровне глав государств России и Украины демонстрируют настойчивый поиск Киевом новых путей и форм сотрудничества со странами ТС в своем будущем возможном статусе ассоциированного члена ЕС и участника ЗТС. Это логично и, если с нашей стороны отбросить политическую ревность и действовать прагматично, исходя из существующих реалий и соображений взаимной экономической выгоды, то есть реальная перспектива нахождения взаимоприемлемого решения.

На недавнем заседании Высшего Евразийского экономического совета Виктор Янукович предложил для решения сложных вопросов и преодоления барьеров в торговых взаимоотношениях после подписания Украиной Соглашения об ассоциации создать постоянно действующий консультативный формат «Украина-ЕС-ТС». Тем самым Киев демонстрирует готовность создавать дополнительные условия для развития торгового и инвестиционного взаимодействия со странами СНГ. Надо заметить, что Россия, Казахстан и Беларусь так же, как и Украина идут по пути интеграции и ищут возможности для формирования цивилизованных экономических отношений на всех направлениях. Евразийский союз можно рассматривать, как часть общемировой тенденции роста числа интеграционных объединений.

Что, как мы видим, предполагает поиск новых форм взаимодействия в политической и экономической сфере, а также в сфере безопасности. Понимая это, и не имея таких серьезных политических амбиций, как у Владимира Путина, руководители Беларуси и Казахстана считают возможным и даже необходимым продолжение сотрудничества с Украиной. Как бы там ни было, но в условиях постоянно меняющегося мира и бурного развития глобальных интеграционных процессов нам надо научиться находить новые формы конструктивного взаимодействия, а не разрушать уже сложившиеся отношения. Как показывает практика, непреодолимых разногласий между странами не бывает, а в случае возникновения конфликта интересов, не надо торопиться хлопать дверью, это сделать всегда успеется.