Соглашение ЕС с Украиной: тяжелые экономические последствия

Украине, похоже, придется выбирать между Россией и Евросоюзом. Киев намерен подписать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС в рамках саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе 28 ноября. Однако, чем меньше остается времени до подписания соглашения, тем сильнее накаляются страсти в отношениях с Россией, в первую очередь, экономических.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер во вторник, 29 октября заявил, что обеспокоен ситуацией с оплатой поставок российского газа на Украину, так как до сих пор не оплачены поставки за август на 882 млн. долларов. Следом премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе селекторного совещания заявил, что Россия перейдет на поставки газа по предоплате, если проблема с задолженностью не будет решена.

"Мы в течение долгого времени шли Украине навстречу и авансировали транзит газа, мы вперед платили за транзит, – приводит РИА "Новости" слова Алексея Миллера. – На сегодняшний день наш транзит через территорию Украины оплачен до января 2015 года, и у нас уже нет возможности отвлекать деньги из нашего бюджета, делать это из нашей инвестиционной программы и продолжать авансировать Украину".

Проблемы с оплатой российского газа Украиной есть, но они не критичные, и правительство "держит эти вопросы на контроле", заявил в ответ премьер-министр страны Николай Азаров. Заявление главы "Газпрома" нужно адресовать в первую очередь "Нафтогазу", поскольку оплата поставок газа – это вопрос двух хозяйствующих субъектов, считает Азаров, но Медведев не согласен с такой оценкой.

В том, что Украина подпишет соглашение с Евросоюзом, уже никто не сомневается. Другое дело, что Украина еще долгие годы ни экономически, ни социально не сможет стать полноправным членом ЕС, зато отношения с Россией осложнятся в самом ближайшем будущем. Причем, сложности возникнут, прежде всего, в экономической сфере, и российские власти не раз советовали Украине отдавать себе в этом отчет.

Как разъяснил недавно на встрече лидеров стран СНГ президент Владимир Путин, либерализация режима торговли с Евросоюзом автоматически повлечет за собой ужесточение торговли со странами Таможенного союза. Конечно, лишать Украину возможности работать в зоне свободной торговли никто не собирается, но ее товары не будут пользоваться льготным режимом, и будут поставлены в те же условия, что и товары других членов ВТО, пояснил Путин.

Стоит признать, что Россия действительно не оставляет попыток отговорить Украину от подписания соглашения с Евросоюзом. В Ростове-на-Дону о негативных последствиях такого шага украинцев предупреждал глава МИД России Сергей Лавров. Он убеждал украинского коллегу в том, что в случае сближения Киева с Брюсселем украинской экономике не поздоровится. Россия, по его словам, хоть и не станет вводить запрет на ввоз украинских товаров, но Киеву больше не стоит рассчитывать на льготный режим в рамках договора о зоне свободной торговли СНГ. Насколько это серьезно для Украины?

"Даже политически ангажированные сторонники интеграции Украины с ЕС не отрицают, что страна с финансово-экономической точки зрения находится в критической зависимости от России, – говорит старший экономист финансовой группы "Риком" Владислав Жуковский. – Так, по итогам января-июля 2013 года на долю России пришлось порядка 24,8 % суммарного экспорта Украины в стоимостном выражении (8,9 млрд. из 35,9 млрд. долларов) и 27,3 % импорта (11,4 млрд. из 41,7 млрд. долларов). А с учетом Казахстана и Белоруссии, которые входят в Таможенный союз с Россией, зависимость Украины становится подавляющей. На долю Казахстана и Белоруссии, соответственно, приходится 3,67 % (1,32 млрд. долларов) и 3,25 % (1,17 млрд. долларов) стоимостного экспорта товаров из Украины, а также порядка 1 % (0,42 млрд. долларов) и 5 % (2,1 млрд. долларов) импортных поставок товаров на Украину".

Не менее тесные внешнеэкономические связи России и Украины наблюдаются с точки зрения инвестиционных потоков – согласно официальным данным Госстата Украины, Россия входит в четверку крупнейших инвесторов в экономику этой страны. При совокупных накопленных прямых иностранных инвестициях в экономику Украины в размере 55,3 млрд. долларов, порядка 3,82 млрд. приходится на долю России. Конечно, с формальной точки зрения это немного, но если учесть, что российский крупный сырьевой капитал предпочитает осуществлять свои зарубежные инвестиции после смены юрисдикции, то его реальный вес в прямых инвестициях в экономику Украины, с учетом Кипра и прочих офшорных юрисдикций, достигает 28-33 %. И если Украина потеряет эти торговые миллиарды и миллиарды инвестиций, то ее экономика вряд ли это перенесет.

А что она получит взамен от интеграции с Евросоюзом?

"Совершенно очевидно, что финансово-политические элиты ЕС и промышленный капитал "Старого света" рассматривают Украину не как самостоятельное государство, способное производить и поставлять на европейский рынок готовую продукцию высоких переделов, – говорит Жуковский. – Таких желающих в Европе и без Украины более чем достаточно, и Брюссель отнюдь не заинтересован в обострении конкуренции на внутреннем рынке. Тем более в ситуации, когда экономика "Старого света" находится в кризисном состоянии, безработица растет на протяжении последних трех лет, реальный уровень жизни населения неуклонно снижается, а платежеспособный спрос падает".

По мнению эксперта, в такой ситуации Украина, как поставщик товаров конечного потребления и услуг, Брюсселю вовсе не нужна – некуда девать продукцию и услуги, которые производят внутри ЕС. Так что открывать свой внутренний рынок украинским производителям Евросоюз точно не собирается, а вот провести финансово-экономическую "колонизацию" Украины – это пожалуйста. Украина нужна Евросоюзу, прежде всего, как поставщик дешевой и весьма квалифицированной рабочей силы, как сырьевой придаток в области черных и цветных металлов, а также угля и зерновых культур, и как рынок сбыта для продукции европейских промышленных гигантов. По словам Жуковского, об этом наглядно говорит структура внешней торговли Украины с ЕС: подавляющая часть импорта приходится на товары конечного потребления (продовольствие, медикаменты, автомобили, электроника, бытовая техника), тогда как в экспорте превалируют сырье и товары низких переделов.

Кроме того, весьма показательны требования ЕС к Украине, которые окончательно добьют остатки не сырьевой промышленности и расчистят рынок для экспансии европейских товаров. Согласно соглашению, через два года машиностроение Украины должно будет в полном объеме перейти на стандарты и регламенты Евросоюза, что даже чисто теоретически сделать невозможно. Машиностроительный комплекс не успеют подготовить к столь масштабным изменениям, в результате чего доступ его продукции на европейский рынок автоматически окажется закрыт.

По оценкам украинских экспертов, для того, чтобы в полной мере соответствовать техническим регламентам и нормативам ЕС, Украине потребуется вложить свыше 100 млрд. долларов в модернизацию инфраструктуры и развитие производительных сил. Однако таких денег у Киева просто нет: в 2012 году ВВП Украины по текущему обменному курсу составил порядка 170 млрд. долларов, и найти 60 % от этой суммы на капитальные вложения будет просто невозможно. При этом российские эксперты называют еще большую цифру: Украине потребуется привлечь порядка 130 млрд. долларов, чтобы исполнить взятые на себя обязательства.

Хуже всего то, что ситуация внутри самой Украины близка к катастрофической, страна стоит на краю социально-экономической пропасти. Если верить официальным данным Госстата Украины, ВВП страны снижается на 1,3 %, промпроизводство падает на 5,4 %, а уровень безработицы подскочил до 8,6 % только за последние полтора года. Украина является чистым должником мировой экономики: при совокупных внешних активах в 140,5 млрд. долларов суммарные финансовые обязательства перед нерезидентами превышают отметку в 205,3 млрд. долларов. Другими словами, в настоящий момент Украина является нетто-должником иностранных кредиторов и инвесторов в размере 64,8 млрд. долларов, что эквивалентно почти 38 % ВВП страны.

В связи с этим, по словам Жуковского, нужно вспомнить, к каким катастрофическим последствиям для периферийных стран Европы, таких как Греция и Португалия, привела непродуманная интеграция с Европой и избыточная либерализация внешнеэкономической деятельности, которой сегодня добиваются в ЕС от Украины. Также Украина может повторить и судьбу большинства стран Восточной Европы, которые после распада СССР и развала СЭВ без оглядки присоединились к ЕС и еврозоне, и оказались фактически "колонизированы" европейским промышленным и финансовым капиталом.

Все более-менее рентабельные и привлекательные с инвестиционной точки зрения предприятия были приобретены европейскими промышленными гигантами, а остальные либо вошли в вертикально интегрированные цепочки создания добавленной стоимости европейского капитала, либо просто не выдержали конкуренции и обанкротились. В связи с этим стоит вспомнить и предупреждение советника президента, академика Сергея Глазьева о том, что подписав соглашение, Украина "фактически станет колонией ЕС, и ей из Брюсселя будут диктовать, что надо делать".