Литва: надежды улетучились вместе с "Шевроном"
На модерации
Отложенный
Как гром среди ясного неба для политической элиты Литвы прозвучала новость: американская энергетическая компания «Шеврон» выходит из конкурса на разведку и добычу сланцевого газа в западной части Литвы.
Надежды были большие. Местные политики уже обсуждали, как поставят на место «зарвавшийся» «Газпром». Прикидывали, на сколько лет хватит запасов сланцевого газа. И вот те на.
«Шеврон» был единственной компанией, принявшей участие в конкурсе, и несмотря на активные протесты местных «зелёных» во главе с бывшим пресс-секретарем президента Линас Бальсисом и представителей общественности «газоносного» региона компанию объявили победительницей конкурса.
Умеренный, прагматичный премьер-министр, лидер социал-демократов Альгирдас Буткявичюс даже успел «подставиться», выступив на стороне американцев. Сначала он говорил о том, что без учета мнения общественности, встревоженной ядовитыми технологиями, разведку сланцевого газа не разрешат. Но потом воспользовался демаршем активистов, отказавшихся от встречи с представителями «Шеврона» из-за запрета вести аудиозапись беседы, и заявил, что они потеряли право голоса, так как, мол, сами отказались от общения. Социал-демократы, правда, не называли противников «Шеврона» агентами «Газпрома», как делают местные правые, но сути это не меняет. И оказалось, что зря подыгрывали «Шеврону».
Наверное, больше всех расстроилась президент Даля Грибаускайте, неустанно ругающая Россию и «Газпром» в частности. «Факт очень скверный. Из-за этого будет определенная пауза. Запасы земных недр никуда не убегут, но в определенном смысле энергетическая независимость отчасти отдаляется», - как-то витиевато сказала президент, видимо, избегая эмоциональных оценок.
На самом деле это не первый «прокол» Литвы на пути к энергетической независимости. В 90-к Вильнюс, не скрывая политической мотивации, отказал треклятому «Газпрому», предлагавшему проложить очередную трубу на Запал через территорию Литвы. Зато когда началось строительство «Норд стрима» по дну Балтийского моря, в Вильнюсе спохватились и пытались реанимировать тот проект, заодно всячески ругая «Норд стрим». В результате питаться от подводной газовой трубы будут все желающие, кроме Литвы.
По политическим же причинам отказали российским нефтяным компаниям в управлении нефтеперебатывающим заводом «Мажейкю нафта» еще советской постройки, который и живет на российской нефти. В итоге российская сторона объявила о ремонте ответвления к заводу нефтепровода «Дружба». В Вильнюсе считают это политическим ответом. Россия не отказала Литве в поставках нефти, но теперь сырье доставляют танкерами, что заметно дороже, и рентабельность предприятия резко упала. А первый иностранный оператор завода – американская компания «Вильямс интернешнл» - вообще загнала его в убытки. На том конфликте сделал политическую карьеру бывший премьер Роландас Паксас, подавший в отставку в знак протеста против такой «приватизации» предприятия. На той волне он стал президентом, но через год ему устроили импичмент.
Ну и с Игналинской атомной электростанцией, доставшейся от СССР, в Литве накуролесили. Производила дешевую электроэнергию, но Еврокомиссия потребовала остановить ее под предлогом «чернобыльских» реакторов, несмотря на то, что МАГАТЭ подтверждало высокий уровень безопасности модернизированной станции. Даля Грибаускайте даже радовалась: говорила, что наконец появится свободный рынок электроэнергии. Он действительно появился, только сейчас на нем цены стремительно растут, и лидер местных правых, экс-премьер Андрюс Кубилюс все равно пытается усмотреть козни российских энергетиков.
Но все это интриги ради одного проекта: бесплатно доставшуюся Игналинскую АЭС закрыли, чтобы построить с помощью японцев и американцев новую атомную электростанцию стоимостью более 5 миллиардов евро.
Такой странный бизнес не понравился народу. На консультативном референдуме его участники сказали проекту «нет». Политической сути атомного проекта не скрывала Даля Грибаускайте, все также уверяя, будто он необходим для избавления от энергетической зависимости от России. Но судя по всему, строить АЭС в Литве не будут, так Буткявичюс назвал проект «пустышкой», а потенциальные партнеры – латыши и эстонцы – говорят о своем участии лишь в случае коммерческой целесообразности. А какая целесообразность, если рядом несмотря на активное противодействие Литвы уже строятся АЭС под Калининградом (сейчас пересматриваются ее потенциальные мощности, но РФ не отказалась от проекта) и в 50 километрах от Вильнюса – в Белоруссии.
У литовских политиков осталась надежда на терминал сжиженного газа, который обещают ввести в строй в 2014 году, однако далеко не ясна цена газа для потребителей, так как в нее будут входить не только расходы по доставке топлива морем; нужно будет «отбить» и деньги на строительство терминала. О неясности цен говорит такой факт: предыдущие правящие – консерваторы – пытались вопреки рыночным законам законодательно обязать потребителей покупать определенные объемы топлива именно на этом терминале , но социал-демократы решили отменить такое обязательство.
В этой ситуации уход «Шеврона» - серьезный удар по политическим и энергетическим амбициям Литвы. Гендиректор литовской дочки «Шеврона» Гильберт Анкенбауэробъясняет: такое решение принято потому, что в Литве не завершено формирование законодательной базы для добычи углеводородов. Насчет законодательной базы – правда. Сейм действительно формирует пакет законов, обязывающих компанию, ведущую такую разведку, не просто отчитываться, но и гарантировать безопасность для окружающей среды. Эксперты называют и другие причины. Известно, что если бы в Литве нашли сланцевый газ, то его пришлось бы покупать у «Шеврона»... по рыночным ценам. Собственный газ! И вот в Сейме обсуждают вопрос о налоге на сланцевый газ до 40 процентов. Эксперты предполагают, что «Шеврон» просто выкручивает руки литовским партнерам. Косвенно подтверждает такое стремление канцлер министерства окружающей среды Робертас Кловас. По его словам, американская компания хотела улучшить условия уже выигранного конкурса, однако литовские переговорщики не согласились.
Есть и еще одна версия ухода «Шеврона». Еще в августе «Свободная пресса» сообщила: администрация по энергетической информации США опубликовала новую оценку наличия нетрадиционных углеводородных ресурсов в республике. Эксперты считают, что количество сланцевого газа, подлежащего добыче, здесь составляет... ноль. Правда, то же агентство давало и такую оценку: в Литве можно добыть 0,4 трлн кубических футов сланцевого газа, а это – около 10 млрд кубометров. В год Литва потребляет около 3 млрд кубометров. Но в том сообщении был нюанс: более значительные объемы сланцевого газа находятся в Калининградской области РФ, а вот на западе Литвы эта газовая полоса как раз и заканчивается. Возможно, в такой ситуации и при отсутствии завершенной законодательной базы Литвы «Шеврон» решил не рисковать. Тем более, что опыт Польши не вдохновляет. Сообщается, что из 40 скважин лишь две показали наличие сланцевого газа. Две компании прекратили разведку.
Но для правых Литвы нет худа без добра. Как ни обидно социал-демократам, старавшимся на последнем этапе помочь «Шеврону», но и они с подачи оппозиции записаны в агенты «Газпрома». Андрюс Кубилюс обвинил в произошедшем правительство, возложил ответственность на Альгирдаса Буткявичюса и объявил уход «Шеврона» победой «Газпрома»..
Комментарии
А в Украине всё ещё никак не переспят с мыслью о том, что сланцевый газ – голимая профанация для лохов.
Комментарий удален модератором
и слова не сказать будет. У пидоров хозяйства мощные!
А вот что будет с Укрой когда они сами себе краники с газом перекроют, что они будут жрать и чем греться. Ну примерно как в Литве или Латвии, стартанут в Англию?
Ржу не могу.