Экономика Китая растет, а Пекин в большой тревоге

На модерации Отложенный

Парадоксальная штука происходит сейчас со второй по размеру в мире экономикой Китая – цифры роста там остаются гигантскими, дай бог всякому, а тревоги по поводу будущего одной из самых важных стран мира нарастают. С некоторым унынием эксперты по всему миру встретили и только что опубликованную статистику за июль-сентябрь. Валовой внутренний продукт КНР за это время увеличился аж на 7,8 процентов по сравнению с третьим кварталом прошлого года! Всем бы так!

Это самые высокие темпы роста в Китае в нынешнем году. Пекин, тем самым, исправно выполняет поставленную высшим руководством страны цель увеличить ВВП в текущем году в целом на 7,5 процента. Все отлично, все по плану.

Однако экспертов беспокоит то, что замечательный рост в июле-сентябре был достигнут методами штурмовщины – в первую очередь за счет наращивания государственных вложений в развитие инфраструктуры и в прочее строительство. Иными словами, Китай продолжает свою старую экономическую стратегию, которая, как открыто признают в самом Пекине, себя исчерпала.

Минувшие три десятилетия темпы разбухания ВВП страны обозначались двузначными цифрами. За счет безудержного наращивания экспорта, связанного с этим развития промышленности и направления гигантских бюджетных средств в сооружение прекрасных дорог, создание новых городов, освоение провинции. Результаты достигнуты фантастические – например, по протяженности скоростных железнодорожных трасс Китай обогнал всех в мире. Прекрасно помню и свой личный шок от качества широченного бесплатного хайвэя, который ведет от прекрасного международного аэропорта Шанхая к центру города с его исторической набережной и старинными ресторанами, в одном из которых некогда встречался со своей агентурой Рихард Зорге.

Но массовое производство дешевых товаров на экспорт за счет грошовой рабочей силы натолкнулось на свои пределы – в Китае существенно растут зарплаты. В его развитых районах они вышли сейчас на уровень Японии начала 70-х годов. И именно с этого момента Япония стала терять быстрые темпы роста и переходить к умеренному развитию. С другой стороны, раздувание инфраструктурных проектов приводит в Китае к опасному перегреву рынка, массовым недостройкам, к сооружению объектов, которые никому не нужны. Нынешнее руководство КНР на этом фоне совершенно справедливо поставило новую цель – переориентировать экономику страны на внутренний спрос, что сделает ее более устойчивой и зажиточной. Т.е. превратить Китай в подобие той же Японии. Где внутренний спрос, т.е. то, что ежедневно покупают и потребляют свои же жители и свой бизнес, формирует более 60 процентов ВВП.

А вот с этим в Китае пока получается плоховато. Есть пределы и у государственных инвестиций – они раскручивают инфляцию, которая еще больше сбивает возможности населения делать новые покупки. В минувшем квартале она подскочила до самого высокого уровня за последние 7 месяцев. Поэтому, судя по всему, Народный банк Китая будет вынужден ограничить свои вливания в экономику, и темпы ее роста будут неуклонно падать – при сохранении нынешней не слишком благоприятной структуры хозяйства.

Кстати, те самые 7,5 процентов в нынешнем году, которых пытается добиться Пекин, станут самым низким показателем за последние 23 года.

Ситуацию усугубляет то, что в Китае нарастает угроза внутреннего долга, которая, как многие считают, может оказаться не менее болезненной, чем в США или Японии. Особенность в том, что размеров этой проблемы в КНР никто толком не знает. В стране действуют многочисленные т.н. «теневые банки»: они обслуживают частный бизнес, которому трудно получить кредиты в официальных госбанках. Растет и безнадежная задолженность органов местной власти – опять же, из-за их увлечения грандиозными инфраструктурными начинаниями.

Символом этой проблемы стал фактический крах грандиозного проекта строительства нового промышленного района в городском округе Таншань в провинции Хэбэй. На площади в два раза большей, чем Гонконг, там собирались соорудить комплексы новейших инновационных предприятий – символа перехода КНР от производства дешевого ширпотреба к товарам хай-тэк. Проект предполагалось завершить в декабре прошлого года, стройплощадки с помпой посещали первые лица государства. Но сейчас из-за нехватки денег все встало – возникли существенные сомнения в том, что местные инвестиционные компании смогут вернуть набранные в большом количестве кредиты. Банки стали спешно уходить из проекта, а выплата только процентов по долгам растет там как снежный ком и превышает уже 1,6 млн долларов в день. Кстати, это еще один нынешний китайский парадокс – проблемой страны стали как чрезмерные инвестиции, так и явная нехватка денег во многих случаях из-за проблем с доступом к кредитованию.

Короче, уважаемый японский инвестиционные банк «Номура секьюритиз» с непривычной прямотой заявил в недавнем докладе, что рост экономики КНР в третьем квартале этого года «не имел здорового характера». Он предсказывает, что темпы будут падать, а ВВП КНР в будущем году увеличится при сохранении нынешних тенденций менее чем на 7 проц. Еще более пессимистичен Международный валютный фонд – он считает, что без экстренных реформ этот показатель упадет вообще до 4 проц. Такая цифра была бы счастьем для Японии и США, но для Китая будет иметь крайне болезненные последствия – в его велосипедной экономике пока нужно крутить педали очень быстро, чтобы не упасть.

Впрочем, в Пекине по крайней мере понимают суть ситуации: на пресс-конференции по случают объявления данных о росте ВВП в третьем квартале официальный представитель Государственного статистического управления открыто заявил, что «мы накопили проблемы хронического структурного дисбаланса в экономике и должны углублять реформы». При китайских масштабах даже при верно принятых решениях на это, увы, потребуется немалое время. Что станет фактором тревоги для всего мира – и для тех, кто экспортирует в КНР бульдозеры и электронику, и для тех, кто мечтает расширить туда поставки нефти и природного газа.