Чемпионы обречены на поражение

На модерации Отложенный

Смысл докладов международных финансовых организаций, посвященных экономике России, в последние лет десять сводился к нехитрому выводу: если нефть будет стоить дорого, в российской экономике всё будет хорошо, а если баррель подешевеет - то, соответственно, плохо.

Тут нет никакого ёрничанья - в МВФ, Всемирном банке, ОЭСР работают высококлассные аналитики, и они просто квартал за кварталом, год за годом честно констатировали непреложную истину, давно известную уже, кажется, даже детям дошкольного возраста: российская экономика критически зависит от нефтяной конъюнктуры.

Однако последний доклад Всемирного банка (ВБ), посвященный положению дел в отечественной экономике, существенно расширяет традиционный спектр оценок. Нет, конечно, совсем без нефти анализ не обходится, но и много внимания ей не уделяется: в самом деле, цена барреля уже довольно долгое время крутится вокруг 105 долларов, что для России по идее должно быть совсем неплохо.

Однако темпы экономического роста нашей страны резко упали - до 1,4% в первом полугодии 2013-го по сравнению с 4,5% в 2012 году. Мало того: сейчас отечественная экономика растет на пределе своих возможностей, пишут экономисты ВБ, поскольку загрузка производственных мощностей остается вблизи верхней границы - 80%. То есть с высокой вероятностью можно предсказать, что и в дальнейшем темпы роста будут скорее падать, чем расти.

И нефть тут совсем ни при чем. По мнению экспертов ВБ, в наших проблемах прежде всего виновата структура российской экономики - точнее, ее избыточный гигантизм.

Курс правительства на поддержку «национальных чемпионов» - крупнейших компаний в базовых, главным образом - добывающих, отраслях - оказался губителен для России. Эти самые «чемпионы», большая часть которых контролируется государством и которые обеспечивают 80% ВВП, плохо адаптируются к любым изменениям на рынке и производят неконкурентоспособную продукцию. Что, кстати, можно увидеть хоть на примере постоянно падающих космических и баллистических ракет, хоть на примере часто гаснущих олимпийских факелов.

В результате, как подсчитали экономисты ВБ, сами россияне стали меньше покупать отечественных товаров: предпочитают импорт. Потребление, которое еще недавно было основным драйвером роста ВВП, сейчас увеличивается гораздо более медленными темпами, чем год назад: 4,4% против 6,5%. И это несмотря на рекордно низкий уровень безработицы, продолжающийся рост кредитования и увеличение реальной заработной платы населения.

Но если потребление, пусть медленно, но все-таки растет, то инвестиционная деятельность и вовсе резко сократилась в результате предстоящего завершения крупных инфраструктурных проектов - объектов для зимних Олимпийских игр в Сочи и нефтепровода «Северный поток». Индексы потребительской и деловой активности показывают ухудшение настроений. Инвесторы давно заняли выжидательную позицию, а теперь к ним присоединились и потребители.

Выход эксперты ВБ видят в решении инфраструктурных проблем российской экономики, и прежде всего в ее диверсификации. И вряд ли этот вывод является откровением для российских властей. Однако они как не занимались диверсификацией экономики до кризиса 2008 года, так не занимаются ею и сейчас. Возможно, надеются на то, что, случись катастрофа, поможет заначка - 3 триллиона рублей из Резервного фонда.

Похоже, напрасно надеются: об этом на днях заявил представитель в России другого уважаемого международного института - МВФ - Бикас Джоши. По его словам, объема Резервного фонда может и не хватить на черный день, если российское правительство не изменит экономическую политику. А изменение экономической политики по МВФ - это сокращение бюджетных расходов, реформирование пенсионной системы, создание условий для развития малого бизнеса и массовая приватизация госпредприятий. То есть всё то, что, судя по опыту последних лет, категорически не желает или просто не может сделать правительство.