Эксперт: российская экономика нуждается в нелегальных мигрантах

Урезание квот, ужесточение миграционного законодательства, нагнетание национальной ненависти — все это идет на пользу массовому использованию в России именно нелегальной рабочей силы. Об этом специалист по вопросам миграции, заместитель председателя комитета помощи беженцам "Гражданское содействие" Елена Буртина заявила в интервью DW.

По ее словам, большая часть так называемых нелегалов въезжают в страну совершенно законно. Это граждане стран Средней Азии и Закавказья, с которыми у России безвизовый режим. Он предполагает возможность оставаться в России в течение 90 дней, а при наличии договора с работодателем — до года. В подавляющем большинстве случаев нелегалами становятся на этапе получения разрешения на работу.

Если человек хочет устроиться в коммерческую организацию, по закону он может свободно получить разрешение на работу, если не выбрана квота на его профессию. Но практически сейчас дело обстоит иначе — человек приходит в ФМС и слышит, что квота выбрана, говорит эксперт.

"Декларируется, что большая квота идет в ущерб россиянам. На самом деле никто не изучал, как размер квоты связан с безработицей граждан России. Это скорее популистский, политический тезис. Но, так или иначе, квоту каждый год урезают. Например, в Москве в 2013 году квота составляла 215 тысяч человек, в следующем году — 200 тысяч. Это заведомо недостаточно. Но главное — квота распределяется только по фирмам, которые участвуют в заявочной кампании. И в основном это фирмы, которые реально не собираются брать на работу мигрантов, а выполняют посредническую функцию. В последние годы на фоне этого дефицита расцвела торговля квотами, которые раздаются фирмам-посредникам", — рассказала Буртина.

Таким образом, считает эксперт, заявочная кампания превращается в коррупционный бизнес: если официальная госпошлина за пластиковую карточку составляет 2 тысячи рублей, у фирмы-посредника она продается за 20 тысяч. На свободное разрешение мест вообще не остается.

Не все мигранты могут позволить себе купить разрешение: человек только едет заработать, а уже ему надо иметь в кармане достаточно большие деньги. Если их нет, он сразу становится нелегалом.

"Но работодатели все равно охотно нанимают иностранных граждан даже без разрешения на работу. Нелегальный мигрант во много раз дешевле легального. Его можно никак не оформлять, за него не надо платить налоги, он не расписывается ни в каких ведомостях. Нет доказательств ни самого труда, ни задолженности. Зачастую нелегальный сотрудник физически зависит от работодателя — на стройках многие мигранты находятся в положении рабов. У человека забирают паспорт, говорят, что "мы тебе все сделаем". Проходит время, мигранту ничего не платят, объясняя, что за него потрачены большие деньги. Потом пускаются в ход какие-то другие отговорки — "поставщик подвел" и тому подобное. Таким способом работника можно удерживать очень долго. В какой-то момент он начинает скандалить, ему отдают паспорт. Но выясняется, что на самом деле ничего не оформлено, и, выходя на улицу, человек сразу становится нелегалом. Многие возвращаются обратно. В наши времена не обязательно приковывать рабов цепями к галерам — достаточно на некоторое время забрать паспорт", — говорит Буртина.

У эксперта, по ее словам, складывается впечатление, что больше половины мигрантов работают нелегально.

"Мне кажется, в основе этого лежат глубокие экономические причины. У меня есть гипотеза, что российская экономика испытывает потребность именно в нелегалах. Урезание квот, ужесточение миграционного законодательства, нагнетание национальной ненависти — все это идет на пользу массовому использованию именно нелегальной рабочей силы. Дело не только в том, что кто-то заинтересован в сверхприбылях. Ставка рефинансирования, условия банковского кредита в России сейчас таковы, что бизнес по-другому не может выжить", — подчеркнула Буртина.