Минсвязи: 1 декабря абонент выберет любого оператора
                        О том, как будет  проходить обеспечение услугами связи российской глубинки, когда  потребителям будет доступна связь четвертого поколения, а абоненты  смогут без потери номера поменять оператора мобильной связи, ТК  "Россия-24"  рассказал министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай  Никифоров. 
В  интервью телеканалу "Россия 24" министр связи и массовых коммуникаций  Николай Никифоров рассказал о мегапроекте, который реализует его  ведомство. В идеале все россияне должны пользоваться современными видами  связи.
Николай Анатольевич, один из  мегапроектов российских регионов, который курирует ваше ведомство, -  это развитие связи в российских регионах. Расскажите подробнее, как  проходит развитие?
Я считаю, что, действительно, развитие связи по праву можно считать  мегапроектом. Во-первых, проект по обеспечению современными услугами  связи малых населенных пунктов, а в России 45% населения проживает в  населенных пунктах с численностью менее 50 тысяч человек.  Это,  действительно, мегапроект по охвату.
О чем мы договорились с  операторами сегодня? Операторы связи, прежде всего крупнейшая четверка  операторов:  "МегаФон", МТС, "ВымпелКом" и "Телеком", согласились с тем,  что в рамках своих инвестпрограмм они самостоятельно обеспечат  современные услуги. Сегодня это может быть 3G, связь третьего поколения,  завтра это может быть 4G, четвертого поколения, в населенных пунктах до  10 тысяч человек. Вот все, что выше, начиная от 10 тысяч человек, будет  ими обеспечено в некой обозримой перспективе.
Это важное  решение. Но нужно понимать, что до 10 тысяч человек у нас тоже проживает  достаточно большое количество населения -  31 миллион человек. И нас  очень беспокоит эта группа населенных пунктов от 500 жителей до 10  тысяч. Экономических стимулов для операторов напрямую прийти туда и  развивать там связь никаких нет. Эта связь не окупается.
Кроме  того, у них есть проблемы по энергетике, по месту размещения своего  оборудования, даже по охране этих объектов. Мы договорились с  операторами провести комплексное обследование. В рамках форума у меня  запланировано очень много встреч с губернаторами. Мы обсуждаем, как и  где конкретно это можно сделать. Уверен, что мы к концу года будем иметь  конкретный план и сможем сформулировать условия нашего  частно-государственного партнерства. Что делают операторы, что делает  государство. А цель одна: у населения должна быть современная связь вне  зависимости от того, в каком населенном пункте человек находится. Если  мы решим эту задачу, если этот мегапроект мы закончим, то возможности  современного скоростного доступа в интернет и к современным услугам  будут у 93% населения. Это результат, ради которого всем стоит  поработать.
Операторы большой тройки и также "Ростелеком"  говорят, что они готовы участвовать в этом проекте, но только при  условии, что власти выделят им 107 миллиардов рублей. 68 миллиардов они  готовы потратить сами. Готово ли правительство пойти на это?
Мы немножко разошлись с ними в оценках. Мы считаем, что средств нужно  несколько меньше. Для того чтобы уточнить эти цифры, как раз  запланировали предпроектное обследование. Делали мы его вместе с  губернаторами, с местными властями. Идем в конкретный населенный пункт,  смотрим, какая там ситуация, и делаем конкретные предложения, как же и  когда там появится связь. Я думаю, что цифра будет несколько меньше, и  уверен, что мы сможем найти хорошую форму взаимодействия.
А за счет чего она может быть меньше? Операторы?
В бюджете сегодня есть две строчки, которые могут использоваться для  решения этой задачи. Первая - это фонд, резерв универсального  обслуживания, он составляет около 14 миллиардов рублей в год. Сегодня на  него у нас работают таксофоны. Но одними таксофонами уже никого не  удивишь. Жители справедливо требуют и интернет, и мобильный доступ в  интернет.
Второе - это так называемая плата за радиочастоты.  Операторы вносят эти средства также в бюджет, это около 16 миллиардов  рублей. И мы смотрим, как, возможно, нужно перераспределить,  задействовать эти источники, чтобы помочь операторам решить проблему в  тех населенных пунктах, куда им идти сегодня невыгодно.
Я так понимаю, не факт, что вообще это будет LTE?
LTE сегодня - это своего рода современная, новая, модная технология.  Сегодня нельзя найти дешевое устройство с поддержкой LTE, это скорее  некие дорогие, так называемые смартфоны. Но я убежден, что в 2015 году  на рынке будут очень дешевые устройства в диапазоне 120-150 долларов,  которые смогут найти широкое распространение, в том числе в малых  населенных пунктах.
Мы, как министерство, должны смотреть в  перспективу, и мы говорим о перспективных технологиях, которые будут в  2018-2025 году. Это, конечно, будет связь четвертого поколения и уже  последующих. Мы предлагаем здесь делать ставку на новые решения. Но,  опять же, мы на этом не настаиваем. Даже если появится 3G там, где  ничего нет, это большой прорыв вперед.
Такой проект, как Сахалин, Магадан,  Петропавловск-Камчатский. Сколько на него потребуется денег, и что он,  вообще, в перспективе даст?
Действительно, в нашей стране есть целый ряд отдельных территорий,  отдельных городов, очень крупных, которые не имеют наземного подключения  по оптическому кабелю. Они работают через спутник, это очень медленно и  очень дорого, не всегда надежно, к сожалению.
 Поэтому для нас, как для  целостного государства, очень важно обеспечить эту связь.
Проект  "Сахалин-Магадан" и "Сахалин-Камчатка" стоит примерно 2,4 миллиарда  рублей. Сегодня самым активным игроком там является компания  "Ростелеком". Я убежден, что и остальные крупнейшие операторы также  подключатся к реализации этого проекта. Только этот проект позволит  охватить 300 тысяч человек, и есть еще целый ряд таких особых  территорий. Это Норильск, я часто привожу его в пример, из  административных центров, субъектов, останется Анадырь, Чукотка. И там  мы тоже обсуждаем проект строительства подводного магистрального кабеля,  который может зайти и в этот город. Тогда, действительно, можно будет  констатировать, что все субъекты Российской Федерации находятся в равных  условиях, имеют наземное оптическое подключение. Это очень важно для  развития системы связи в стране.
Сейчас очень много говорят об отмене роуминга внутри  России между субъектами Российской Федерации. Ходит много слухов. Кто-то  говорит, что вот-вот уже вступит в силу отмена роуминга, кто-то  говорит, что этот проект отложен в долгий ящик. Как выглядит ситуация на  деле?
С операторами мы договорились о следующем. Все операторы, прежде всего  большая тройка, ввели действительно специальные тарифы, специальные  опции, которые абонент может включить и воспользоваться. Они снижают  стоимость так называемых внутренних роумингов. Важно ими  воспользоваться. И ими пользуются, по нашим оценкам, сегодня около 80%  абонентов. Напрямую ввести в закон норму о том, что внутренний,  внутрисетевой национальный роуминг запрещен, не представляется  возможным.
Это за собой тянет изменение целого ряда других  подзаконных актов. Как в целом пропускается так называемый трафик в  стране, как обеспечивается межгород, как обеспечиваются другие  соединения. Может быть, через определенное время мы к этому придем. Но  для нас было важно обеспечить наличие самого решения. С операторы мы  сегодня об этом договорились.
Я не думаю, что в этом и следующем  году стоит ждать появления прямой нормы запрета. Но тем не менее  обращаю внимание всех абонентов на то, что нужно просто посмотреть  актуализированные планы тарифных операторов, и в случае если этот  абонент активно путешествует по России, воспользоваться тем  предложением, которое есть.
Изменения произошли очень  существенные. Здесь я также хотел бы поблагодарить наших операторов,  которые пошли навстречу и в режиме социальной ответственности эти  изменения сегодня сделали.
Еще один проект, которого ждут абоненты, операторы, -  это отмена мобильного рабства. Очень много споров по этому поводу.   Дворкович  недавно поручил Минкомсвязи согласовать с операторами сроки,  когда будет отменено мобильное рабство. Кто-то говорит, что успеет к 1  декабря, кто-то говорит, что успеют к марту, кто-то говорит, что нужно  дождаться соответствующей документации. Ваше мнение по этому поводу  интересно.
Постараюсь рассказать вам всю правду буквально в двух словах. Первое:  закон сегодня есть, и он действует. И в этом законе написана дата 1  декабря. Этот закон был принят Государственной думой в 2012 году,  подписан президентом, и он вступает в силу. Операторы готовились к этой  дате, кто-то активно, кто-то не очень.
На днях мы протестировали  перенос номера между двумя известными компаниями - "Теле-2" и  "МегаФон". Все работает, никаких технических проблем нет. Некоторые  другие операторы, к сожалению, пока не обладают такой степенью  готовности. Конечно, ни один из операторов, ну, может быть, кроме  небольших, не хочет этой услуги, потому что это повышает конкуренцию,  эта услуга на стороне потребителя и точно не на стороне оператора.
Действительно,  стоит проблема до 1 декабря.  Мы договорились, что мы проведем  совместную встречу, на которой будут и депутаты Государственной думы.  Это важно, потому что мы вносили законопроект с датой 1 апреля, сами  депутаты изменили ее на 1 декабря, поставили более амбициозную задачу.  Ряд операторов готовы к этой дате. Но я считаю, что возможны варианты  половинчатого запуска, когда можно будет забрать свой номер у любого  оператора, но прийти лишь к тем, кто сегодня готов.
Как минимум  двух операторов я вам сегодня назвал. Это будет подстегивать, в том  числе в режиме экономической конкуренции, как можно скорее включить  услугу и по приему переходящих абонентов. Мы считаем, что такая норма  должна тоже рассматриваться, поэтому примем решение. На чаше весов, с  одной стороны, полноценный запуск услуги и надежность для абонентов,  ведь все-таки 1 декабря, нужно помнить, что это новогодний период, очень  ответственный, когда есть пик нагрузки на сотовую сеть. Мы не хотим  здесь каких-то сбоев. Нужно очень ответственно отнестись к этому  решению. И я думаю, что в ближайшее время мы в этом диалоге, на площадке  правительства, вместе с депутатами Госдумы, вместе с самими операторами  это решение примем.
Мы, как министерство, готовы к любому  варианту и считаем, что услуга эта будет востребована. Была минимальная  оценка, что 3 миллиона человек ей воспользуются.  Недавно я сам смотрел  данные социологического исследования, и там цифра - до 50% абонентов.  Все они  хотели бы сменить своего оператора. Это говорит о том,  насколько эта мера социально значима.
                        
                     
                    
Комментарии