Вечные ценности

На модерации Отложенный

Служению патриарха Кирилла в чине предстоятеля — ровно год. Год, проведенный патриархом чрезвычайно энергично: в богослужениях, миссионерских поездках, но главное — в плотном взаимодействии с властью. СМИ, откликнувшиеся на патриаршее однолетие, дружно отмечают: за этот год основных «прорывов» у патриарха два — введение в школах «Основ православной культуры» и возрождение института военного духовенства.

О шокирующей неподготовленности введения ОПК сказано уже достаточно («Ведомости» от 31.07.2009). Добавим к этому только, что теперь, когда на экраны вышел сериал «Школа», пусть местами и плоский, и сгущающий краски, но в целом вполне правдиво рассказывающий о жизни среднестатистических старшеклассников, — теперь легче представить себе, как вот этим самым школьникам преподают основы православной культуры и как они на это реагируют.

Смогут ли и наши капелланы справиться со своей задачей — духовным окормлением служивых, не обернется ли это очередной кошмарной обязаловкой, вроде прежних политзанятий, и как духовенство, поставленное на довольствие Минобороны, избежит превращения в легального проводника государственных политических (а не христианских) идей — вопрос.

Но каковы бы ни оказались результаты нововведений, оба «прорыва» означают последовательное внедрение церкви в государственные структуры, захват церковью еще недавно не принадлежащих ей светских территорий. В той же плоскости лежит и позиционная война с музейщиками.

Из самых заметных побед в этой области — передача церкви Новодевичьего монастыря и увоз Торопецкой иконы Божьей матери из Русского музея. Словом, патриарх Кирилл ведет себя как яркий и умный политик — но вот как пастырь ли? В том ли цель вверенного им корабля, чтобы отвоевывать территории у государства? Что сделано за последний год для укрепления авторитета церкви в глазах народа — собственно паствы? Миссионерские поездки, наверное, важны. Но в нашей стране, где давно и страшно девальвировано слово, одного лишь слова пастыря мало.

Основное призвание христианина — жертвенная любовь к другому. И нагляднее всего такая любовь проявляется в делах милосердия. Безусловно, церковь осуществляет сегодня социальное служение — но в основном по инициативе снизу, силами частных лиц и батюшек. Опекаемые приходами приюты для сирот, богадельни для стариков, столовые для бомжей — все это есть, но это сущие крохи. Рук и средств христианскому братству, конечно, не хватает.

Вот бы и использовать дипломатические дарования нашего архипастыря для расширения и укрепления именно этой части церковной жизни. И те же уроки по ОПК заменить исключительно «практикой» — отправлять школьников в больницы и к одиноким старикам, старшеклассников — к малышам в детдома. Пустые мечты? Ничуть. Хотя бы потому, что первый год патриаршества — только семя. Семя дерева, рост которого и направление зависит еще и от нас.