Власти разделили Россию на "своих" и "чужих"

На модерации Отложенный

Снижение доходов бюджета стало полной неожиданностью для российских властей. После многочисленных скандалов чиновники четко провели границу между "своими" - госкорпорациями, силовиками и лояльными бюджетниками - и "чужими" - бизнесом и средним классом, считает директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.

"Бюджетный процесс лета-осени 2013 года стал ярким проявлением кризиса рентной модели экономики. Хотя официальные прогнозы стали более консервативными, они все еще обещают 3%-ный рост экономики в следующие три года, что выглядит крайне оптимистично на фоне текущей стагнации. Несмотря на повышение реалистичности прогноза, степень правдоподобия бюджетных параметров заметно снизилась. Чтобы обеспечить соблюдение бюджетного правила при сложившемся уровне бюджетных расходов, пришлось проводить секвестр и включать в доходную часть сомнительные источники.

Реакция власти на неожиданно (для нее) возникшее бюджетное ограничение оказалась драматической. Между собой столкнулись амбициозные планы, отраженные в президентских указах, интересы крупных монополий и ОПК и стремление финансово-экономического блока правительства рационально тратить деньги.

Обострение борьбы за ресурсы бюджета более четко обозначило границу между "своими" и "чужими". "Свои" на фоне сокращения расходов по большинству бюджетных статей рассчитывают на приоритетное и даже дополнительное финансирование. Это исполнители мегапроектов за счет средств ФНБ и оборонного заказа, это прокуратура и следственный комитет, это высшие чиновники правительства и администрации президента.

"Чужие" – это те представители госсектора, кто должен при сократившихся объемах доходов и финансирования выполнять целевые показатели указов и госпрограмм. В более широком смысле "чужими" оказались и бизнесмены, и представители среднего класса и более массовых групп населения, от которых ждут "социальной ответственности" и повышения производительности труда.

Напряженная обстановка выразилась в рекордном количестве скандалов – с отменой материнского капитала, с замораживанием и внезапным размораживанием тарифов, с повышением зарплаты высшим чиновникам на фоне ее замораживания бюджетникам, с инвестициями за счет средств ФНБ, которые, как оказалось, уже освоены ВЭБом, и наконец, самом впечатляющем – с конфискацией пенсионных накоплений.

Несмотря на различие в весовых категориях, непривилегированные и прежде пассивные слои населения предпринимают попытки защитить свои интересы. Перспектива возможноий отмены пенсионных накоплений или их инвестирования в неокупаемые проекты разбудила "молчунов", и процесс перевода накопительной части в негосударственные пенсионные фонды активизировался в 2013 г. настолько, что правительству пришлось на ходу придумывать, каким образом притормозить этот процесс. А возмущение будущих пенсионеров изъятием накопительных взносов за 2014 г. в пользу распределительной системы даже вынудило президента и правительство пойти на попятную и дать обещание сохранить накопления".