Духовный смысл событий 4 октября 1993 года
На модерации
Отложенный
Меня нередко спрашивают, изменилось ли моё отношение к событиям 4 октября 1993 года, с оценкой которых я выступил на следующий день после расстрела парламента по православному радио. Спустя двадцать лет мог ли бы я повторить то, что было самым первым впечатлением? Несомненно, так. И это, наверное, потому что духовный и нравственный смысл этих событий был сразу же слишком очевиден. Вот почему мне представляется полезным восстановить сегодня в памяти произнесённое тогда.
Произошла страшная национальная трагедия. «Русский бунт», стихийное народное возмущение доведённых до отчаяния людей, был спровоцирован с дьявольской режиссурой. Когда одна западная журналистка, ведущая программы CNN, после первых сообщений о сотнях и сотнях трупов воскликнула: «Боже мой, Боже мой», — у многих верующих, слушающих эту передачу, наверное, отозвалось: «Зачем Ты меня оставил?».
Была принесена в жертву, расстреляна на глазах у всего мира Россия, и никто не заступился. И весь мир делал из этого зрелище, самое безнравственное, какое только когда-либо было, при глумлении, и одобрении, и изумлении всех демократических сообществ: что это за страна — вот у них убили царя, вот средь бела дня расстреливают парламент, — и это как петушиный бой, как компьютерные игры. Как верно сказал митрополит Виталий в 1988 году: «Они не пожалеют и уже не пожалели никаких миллиардов, чтобы не допустить возрождения России». Не прозвучало ни плача, ни ужаса, ни покаяния, не объявлен всенародный траур.
Слушать средства массовой информации было как слушать мат — невыносимо. Они гнусны, как сказал преподобный Серафим Саровский о бесах. Ложь невыносима, как сквернословие.
Да, в каждом катаклизме есть репетиция конца света, и действительно уже позднее, чем кажется. И каждый человек, как бы он себя ни называл, в такие моменты по самой сути своей себя обнаруживает. Для нас, христиан, это не политика, а духовное явление. Так же как революция 1917 года была грандиозным духовным явлением. И наша брань не против крови и плоти, то есть не против этого или иного человека, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Но самое страшное, как учит Священное Писание, антихрист тоже будет не бес, а человек.
Мы, христиане, не обязательно должны разбираться в политике. Но мы непременно, и в этом наше служение и наш долг, призваны к различению истины и лжи, добра и зла, ибо в этом сущность земных событий по отношению к вечным законам, которые нам известны и согласно которым мы должны определять значение духовных ценностей нашей истории. После отпадения от Бога в каждом человеке есть остаточный свет, благодаря которому он может отличать свет от тьмы, и понимать с помощью Божией Евангелие о высшем свете, и избирать этот свет, и достигать его. Там, где сознательно отвергаются честность, правдивость и справедливость, уважение к слову и свободе другого человека, невозможно понять своё отпадение от Бога.
В этом ряду остаточного света Святая Церковь ставит государственный закон, который имеет божественный принцип, как власть, которая, по слову апостола Павла, всегда от Бога.
«Но если кто попирает закон, — утверждает преподобный Исидор Пелусиотский, — не говорим, что это от Бога, но говорим, что попущено ему Богом, подобно египетскому фараону изблевать своё беззаконие и тем самым уцеломудрить верных». Поразительно, что святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин, блаженный Феофилакт и другие святые отцы, размышляя о тайне «удерживающего» приход антихриста, называют таковым не только благодать Святого Духа, но и государственный закон. И в это понятие «удерживающего» входит не только христианская государственность, но и всякая государственность, если она не вступает в противоречие с совестью христианина. Государственный закон в этом смысле как заповедь, перед которой равны царь и нищий — они перед законом в равном достоинстве. И путь к покаянию непременно лежит через достижение уровня тех, кто «естеством законное творит». В этом смысл истории Ветхого Завета, здесь «семя Логоса» языческих философий, всего, что предшествовало приходу Христа.
Прежде чем говорить о благодати, человек должен быть не ниже совести естественного человека. До тех пор, пока человек видит свой остаточный свет и ненавидит свой грех, даже если он не может оставить этот грех, даже если он в грязи по уши, он ещё может покаяться и, значит, может быть прощён.
Но если человек снова и снова, отказываясь от водительства Бога, от совести и разума, данных ему свыше, теряет способность узнавать добро, когда видит его, если нравственные ценности у него перевёрнуты так, что зло для него добро, а добро — зло, тогда, даже встретив Христа, он не сознает грех и поэтому не может быть прощён. И это есть грех против Духа Святого. Этот страшный грех особенно наглядно виден, когда такой человек, озираясь, как вор, стоит со свечкой среди молящихся в святилище Божием. Отлучение от Церкви и анафема, по патриаршему слову, на этом человеке. О каком суде вы говорите, когда Страшный Суд изрекает Слово Божие: Горе тем, которые добро называют злом и зло добром, и белое называют черным! Это не та ситуация, когда есть красные и белые, а когда есть белые и чёрные. Не важно, коммунист ты или капиталист, важно, человек ты или не человек.
Как ни трудно это произносить, то, что произошло, — путь к покаянию. Одного естественного закона недостаточно. Он — путь к покаянию, но ещё не покаяние. Он только ставит предел злу, но не побеждает зло, которое внезапно может опрокинуть все преграды закона внутри и вне человека. Самый горький и самый важный урок этих дней — в том, что, пока нет покаяния, диавол будет крутить, как хочет. Чем отличается безбожие и материализм нынешнего человека от человека коммунистической эпохи? Только типом идеологии. Типом «нового мышления» с открытым провозглашением греха как нормы, греха как якобы естественного закона человека. То есть с провозглашением как нормального человека «человека беззакония», антихриста.
Для чего Господь попустил страшные огненные испытания, реки крови и слёз, через которые шёл наш народ, начиная с 1917 года? Для очищения от змеиного яда безбожия и материализма, который вошёл уже в кровь и плоть и в душу русского человека. Одного внешнего освобождения от зла было бы недостаточно. Поэтому и терпели поражение все белые и прочие движения. Одно внешнее освобождение ничего бы не изменило, как ничего не могло изменить само по себе крушение коммунистической идеологии в августе 1991 года. С точки зрения развития зла, которое по Божественному смыслу истории должно раскрыться до конца (созревает не только пшеница, но и плевелы), с этой точки зрения все попытки крушения коммунизма были обречены на провал, пока внутри «тайны беззакония» не наметился новый поворот, который зловеще раскрылся в этих октябрьских событиях.
Как страшно, сил не хватает, что сказать в утешение! Есть ли исход на этом тёмном пути? Он есть, этот исход. И ещё раз Церковь, молясь о упокоении душ погибших, говорит потрясённой душе народа, всем растерянным и рыдающим: «Не бойтесь!» Ибо ереси и расколы, революции и войны, всё разрушение, которое мы наблюдаем сегодня в России и в мире, сам диавол — всё происходит в той области, где осуществляется власть Бога, воля Божия, без которой ничто не может произойти. Великая книга истории пишется по этой воле. Сатана может в определённые моменты взять своё гнусное перо, и надо иметь мужество видеть это и видеть зло, которое совершается как зло вечное. Но надо иметь мудрость, чтобы понимать: что бы ни происходило, линия жизни, строка бытия не прекращается, продолжается Божественный текст, читаемый ангелами и святыми. Самое главное, чтобы мы помнили об этом.
Сегодня Россия оказалась захваченной всеми существующими видами варварства. Мы не знаем, выйдет ли она из этого. Тем не менее не будем никогда забывать, что Православие определяло жизнь русского народа на протяжении многих веков и что оно остаётся живым. Оно отвергается, но оно не уничтожено. Несмотря на весь трагический развал, существует возможность, чтобы оно стало определяющим в жизни народа. Будет ли реализована эта возможность, сокрыто в тайне Бога. Богу всё возможно. А нам остаётся трудиться изо всех сил для осуществления пусть не христианской государственности — до этого теперь ещё дальше, чем раньше, — но того идеала, где нравственная и духовная деятельность Церкви проникает во все слои общества.
Если жизнь не ответит этому ожиданию, если труд Церкви должен происходить среди того, что Священное Писание называет «тайной беззакония», мы должны быть готовы к этому. И если невозможно защитить нашу землю, не забудем об армии звёзд, сияющих в небе. Будем воинами Христовыми, верными Господу своему даже до смерти.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Сугубо добровольно!
А если он не станет, то его будут вечно поджаривать на сковородке.
Очень добровольно и духовно!
И не спорьте :-) здесь уже несколько раз разным людям предлагали правильно ответить на вопрос : "тварь ли я дрожащая или право имею"... Таким образом основатель либерализма в России -- Раскольников, а символ, сами понимаете... :-(
Разумеется речь не о молитвах.
"Каждый молится богу на собственный лад
Всем нам хочется в рай и не хочется в ад
Лишь мудрец, постигающий замысел божий
Адских мук не боится и раю не рад"
По причине того что в обществе нет озабоченности о своей обязанности поступать ответственно - либерализм в России и рядом не валялся.
Впрочем Вы можете привести пример благотворного влияния либерализма. Два я могу подкинуть -- правозащитники раз, Чубайс -- два.
Если вы не умеете читать, я вам выписки предложу из энциклопии: "Согласно Утилитаризма., все люди стремятся к удовлетворению своих желаний. Счастье или польза заключается в удовольствии, но при отсутствии страдания, т.е. счастье заключается в чистом, длительном и непрерывном удовольствии. И удовольствие, и польза принимаются в Утилитаризме в широком смысле: под наслаждением понимаются всякие наслаждения, в т.ч. чувственные, под пользой понимается всякая польза, в т.ч. выгода"
Комментарий удален модератором
Ладно. Так и быть. Посмотрел я историю либерализма. Приукрашенную, понятно, но и то они всю дорогу друг-друга резали, что началось ещё с якобинцев, а может и раньше, как только до власти дорывались. Но кое-какие заслуги им приписать можно. Не практические, а теорию. Влияние на мировоззрение. Они ввели понятие свободы. Вроде бы ввели. А практически -- нет. Нет у них достижений. Они приписывают себе создание США, но надо учитывать, что народ в тех Штатах к тому времени собрался специфический, народ, которому и без всяких либералов неведомы были почтение к властям и непочтение к себе. Причём без теории. Американцы свободу исповедовали практически, а не в теории. У нас тоже есть народ, но возможно наш менталитет отличается от американского и внедрять здесь либерализм малополезно даже в сравнении со временем французской революции.
И даже вредно.
Чур меня, чур...
Это Чубайс будет венчать общество будущего? Вместе с Алексеевой?
Напугали Вы меня. Слава Богу, пути Его неисповедимы и ни одна ситуация не развивается линейно, общество будущего ко времени своего завершения забудет и про либерализм и про социал-демократию, а то уж больно страшную картинку Вы нарисовали :-(
Комментарий удален модератором
Но мне, признаться, и неинтересны прогнозы. Всегда приятнее посмотреть что получается, нежели гадать или даже заглядывать вперёд.
По данному поводу у меня однако вызревает впечатление что у общества, каким оно сейчас является, просто нет будущего -- бегство людей в города к чему-то да приведёт, а обратно они вернуться не смогут. Те единицы что вернутся вряд-ли будут теми же людьми. Да и в деревнях...
В общем не знаю. Не задавался. Вот прошлое удобнее предсказывать, но и то когда точно знаешь... У нас же и прошлое непредсказуемое :-)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"Либерализм[править]Либерализм (от латинского liberalis — свобода) — идейно-политическое движение, ставящее целью ограничение различных форм государственного диктата и принуждения по отношению к личности.
К основным принципам либерализма относятся:
1.Безусловная ценность человеческой личности.
2.Изначальное равенство перед законом.
3.Неотчуждаемые права.
4.Договорной характер отношений индивида и государства.
5.Верховенство закона как инструмента социального контроля.
6.Защищенность частной жизни человека и свободы его действий.
Свобода в либерализме рассматривается как высшая ценность и средство обеспечения морального, интеллектуального и экономического прогресса общества."
Сложно понять принципы на которых строится либеральное общество, состоящее из свободных людей?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Я не дармоед. Чтобы не зависеть от вашего комуносовка - я своими руками построил себе дом. Ни одного гвоздя мне не забил нанятый строитель - все сам. Кормлюсь со своего хоязяйства. Если вы со своими идеями "отнять и поделить" опять придете у меня отнимать МОЕ - я опять буду стрелять!! Думаю, что и дети мои будут!!
Комментарий удален модератором
ДЛя вас Либерализм это откат в 19 век?? Для меня это вернуться в то время, когда в развитии человечества произло отклонение. России вообще нужно вернуться в 1237 год. в то время когда произошел сбой, Вернуться, чтобы заново начать и поступательно развиваться.
Говорите, что кулаки не имели своего?? Мои родственники имели свое. Не держали батраков, а имели по 10 - 12 детей и работали с зари, до зари. в отличии от тех кто их ракулачивал потом. Дармоеды раскулачивали, те кто не желал работать. Впрочем дармоеды всегда одинаковы. Национальная идея у них - халява. "Отнять и поделить" в свою пользу.
Знакомый, правнук председателя комбеда, ни чем не отличается от своего прадеда. Мечтал все урвать халявы побольше, однажды не смог перепить всю халявную водку - умер от ци...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
история сделала виток..
В 1993 был обычный делёж власти.
Если бы победила другая сторона, то были бы другие фамилии миллиардеров.
И больше ничего!
-- Позвольте развернуть цитату :
"ибо когда язычник, не имеющий закона, по природе своей законное делает -- он сам себе закон, о чём..." (Римлянам 2-14)
--то есть путь к совершенству (не мне говорить о спасении) лежит через язычество? -- из гибрида слов автора и Павла вроде ничего другого не следует?