Государство продолжает накачивать «Газпром» деньгами, куда их тратит компания?
Финансы «национального достояния» стабилизировались за счет сокращения налогов, повышения тарифов на газ, и не распределенных среди акционеров дивидендов. Вместо газификации «Газпром» покупает производство лимузинов и спутников связи.
Фото: ANATOLY MALTSEV. EPA/ТАСС. «Газпром» заплатил в 2025 году на 800 млрд рублей меньше, чем в 2024-м
Елена Петрова, Виктор Левин, Татьяна Свиридова
Отчет «Газпрома» по МФСО: ситуация стала стабильной
На первый взгляд, финансовая ситуация газового монополиста стала стабильнее, чем в 2023-м, когда год закончился с рекордным убытком в 678 млрд рублей. Да, выручка компании сократилась на 4,5% по сравнению с 2024 годом, прибыль от продаж упала почти на четверть, до 23%, зато общий результат вырос на 12,9%. Компания заработала акционерам и государству в их числе 1,1 трлн рублей. Показатели могли быть еще лучше, но подвел третий квартал.
Мировые цены на нефть и газ упали, а с ними покатилась вниз и выручка «Газпрома». Операционные издержки выросли, поэтому чистая прибыль компании оказалась на треть меньше, чем в 2024 году.
Как говорят аналитики «Альфа-Инвестиций», свободный денежный поток по-прежнему отрицательный, хотя и не такой большой, как был годом ранее. Но дивидендов акционерам и за 2025-й ждать не стоит.
Отчет по МСФО ПАО «Газпром» за три квартала 2025 года. Фото: Скриншот
Государство помогает «Газпрому»
В 2025 году компания платит значительно меньше налогов. Государство за девять месяцев получило на 900 млрд рублей меньше, чем в 2024-м. Это львиная доля прибыли, о которой объявил монополист. Будущий год станет еще лучше. Правительство уже решило, что «Газпром» получит больше налоговых послаблений. В 2026-м бюджет отказывается от 64 млрд рублей от компании, до 2028-го — по 5 млрд в год.
— Те налоговые изъятия, которые в этом году предложены «Газпрому» со стороны правительства, — это некая компенсация тех налоговых переплат, которые делал «Газпром» последние три года. Но это не самая главная причина, почему сегодня правительство создает «Газпрому» комфортные налоговые условия работы на российском рынке. Главная причина — обеспечение «Газпрома» ресурсами для поддержания высокой инвестиционной активности, — говорит главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
Речь идет о социальной газификации и строительстве новых газопроводов, например «Силы Сибири — 2» в Китай, хотя решение о начале стройки еще не принято.
Между тем в самом «Газпроме» создано специальное подразделение для работы с крупными непрофильными активами. Зачем?
Казалось бы, только успели пережить шок от убытков всего два года назад, всей страной изучали план сокращения расходов «достояния», говорили о частичных сокращениях сотрудников. Прошло полтора года, и выясняется, что «Газпром» купил производство «Ауруса» и продолжает развивать свою космическую программу по развертыванию спутников связи. По мнению авторов этого материала, ничего кроме новых долгов компании это не принесет.
А как же насчет уменьшения налогов в казну и повышения тарифов на газ для населения и промышленности под 20% каждый год?
«Аурус» — новое детище «Газпрома». Фото: Егор Алеев/ТАСС
«Газпром» и «Аурус»: вместе навек?
Как выяснилось, газовый монополист приобрел 51% акций производителя отечественных лимузинов еще летом, заплатив 12-13 млрд рублей. Финансовые показатели «Ауруса» не публикуются с 2021 года. Тогда эта компания прибылью не блистала. Чистый убыток в 2,5 раза превысил выручку. Она составила 370,7 млн рублей, а чистый убыток — 953,6 млн рублей.
В 2024-м ситуация не сильно изменилась. За первое полугодие своих владельцев нашли 129 «Аурусов», а по итогам года продавалось меньше десятка автомобилей в месяц. За 2025-й год продали 55 автомобилей, из них семь «Комендантов» и 48 лимузинов.
Массовым производством это назвать можно с очень большой натяжкой. К тому же только три человека стали обладателями машин ручной сборки, которую изготавливали в НАМИ в специальном исполнении. Все остальные покупатели марки — управделами президента, Федеральная служба охраны и гаражи, которые обслуживают высших российских чиновников.
Получается, что «Аурус» вообще не бизнес-проект. Так строили лимузины ЗИС для Сталина и «Чайки» и ЗИМ для членов Политбюро в советском прошлом. На рынке такой автомобиль продать нельзя, потому что он стоит как Rolls Royce или ДВА лимузина от Mercedes S-класса. Но «мерины» есть где чинить, и они не ломаются, как «Аурусы». Например, на машине вице-премьера Голиковой на пробеге в 180 тысяч поменяли шесть двигателей.
Фото: NASA. Zuma\TASS
«Газпром» будет производить спутники связи
«Аурус» — не единственное приобретение, которое мало вписывается в добычу газа и строительство «последней мили» для социальной газификации регионов. Есть еще и спутники!
Минцифры получило 16,7 млрд рублей на проектирование и изготовление четырех спутников связи и вещания, которые обеспечат доступ в интернет, телевизионное и радиовещание, фиксированную и мобильную спутниковую связь. Как заявил заказчик, тяжелые спутники могут построить только две компании — «Решетнев» и «Газпром СПКА».
«Газпром СПКА» — это «газпромовский» долгострой. Компания была создана десять лет назад, а ее запуск сдвигался трижды. Официально производство открылось 12 апреля 2024 года, но и после этой даты оборудование еще довозилось и монтировалось.
Свои спутники нужны Газпрому для организации связи и передачи данных в высоких широтах, где большинство коммерческих операторов спутниковой связи не способны организовать качественное покрытие. Сумеет ли «Газпром» создать спутники, неизвестно, но затрат потребуется огромное количество. В этом эксперты уверены.
Новая штаб-квартира «Газпрома» в Лахта-центре была еще одним престижным проектом компании. Фото: Андрей Чепакин/ТАСС
Зачем «Газпрому» тратить деньги на громкие начинания?
«Газпром» опять распыляет деньги, которыми его накачивает государство, и уходит в дорогостоящие проекты, не связанные с ТЭК, констатируют эксперты. Вообще-то, монополисту есть чем заняться на российских просторах, но в башне «Лахта-центра» любят громкие начинания. К чему приведет такая расточительность, «Новые Известия» узнали у доцента Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Андрианова.
ФК «Зенит» — любимый проект Алексея Миллера. Фото: Валентина Певцова/ТАСС
— «Аурусы» и спутники — это не новое в репертуаре «национального достояния». Насколько они своевременны?
— Мы видели самый широкий спектр таких проектов — от спонсирования различных спортивных клубов до строительства сверхдорогих, неоправданных объектов недвижимости. Поэтому я считаю, что в нынешних условиях «Газпром» должен сосредоточиться на газификации российских регионов и на развитии газохимических проектов, на проектах в сфере СПГ. Привлечение ресурсов на создание автомобилей, еще каких-то проектов, на мой взгляд, нерационально.
— Может ли непрофильная деятельность улучшить финансовые показатели «Газпрома»?
— Я думаю, что показатели «Газпрома» могут улучшиться только в случае, если он будет сосредотачиваться на газовых проектах. Понятно стремление «Газпрома» уменьшить свои убытки, показать эффективность своей деятельности.
Но было бы лучше, если бы он старался показать это в газовой сфере за счет строительства более широкой системы газопроводов для обеспечения российских регионов, в плане поиска технологий для СПГ, где сейчас большие проблемы с допуском к современным технологиям. Возможно, те проекты, о которых я говорю, не способны в течение короткого времени принести отдачу, но эти проекты нужны стране.
Поэтому «Газпрому» надо смириться с тем, что он попал в тяжелую экономическую ситуацию, осознать это, а не пытаться прикрывать свои огрехи чрезмерной увлеченностью в прошлые годы, а признать эти ошибки и спокойно выстраивать новую стратегию, не пытаясь развить пиар громких проектов — «Аурус», спутники, еще что-то, а спокойно и целенаправленно вести работу по развитию газового рынка страны.
«Росатом», строящий АЭС в Египте, — один из признанных лидеров инноваций в стране. Фото: Александр Рюмин/ТАСС
«Газпром» не может стать драйвером технологических секторов»
— Есть такое мнение, что на «Газпром» просто перекидывают проекты, не спрашивая, может он или нет их выполнить.
— Вряд ли из «Газпрома» пытаются выжать все возможное. Если говорить в финансовом плане, то «Газпром» себя чувствует более вольготно, чем нефтяные компании, учитывая целый ряд мер, направленных на снижение налоговой нагрузки на него.
— Как может «Газпром» достичь больших результатов в далеких от нефтегазодобычи сферах?
— Я, честно говоря, сомневаюсь. Это не Ростех, где сконцентрированы основные компетенции, это не «Росатом», которому удалось очень многого добиться не только в атомной сфере, но и в смежных областях. Если мы сравним «Газпром» и «Росатом», мы увидим совершенно разные подходы.
«Росатом» нарабатывал высочайшие компетенции в других сферах, «Газпром» в основном светился в пиар-проектах, связанных с какими-то дорогими покупками. Честно говоря, я не знаю высокотехнологичных проектов за пределами газовой сферы, где «Газпром» бы мог себя показать. Даже в сфере СПГ он уступил первенство «Новатэку». То же касается и газохимии, где он уступил компетенции «Сибуру», хотя, казалось бы, это прямой путь диверсификации своего производства, продолжение цепочки производства.
Логичнее бы было, если бы нефтегазохимией занимался «Газпром», который добывает газ и обладает огромными ресурсами. Были проекты, было закуплено оборудование для строительства газохимических комплексов, но эти комплексы до сих пор не введены в строй. «Газпром» не отметился в сфере нефтегазохимии.
Решение по «Силе Сибири — 2» еще не принято. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
— Зачем государство дает новые налоговые льготы компании?
— Я разделяю эти опасения и не вижу причин, почему «Газпром» надо продолжать накачивать средствами. «Газпром» уже пережил шок, связанный с падением доходов от экспорта, дальнейших сокращений не предвидится.
— Может быть, деньги выделяют на «Силу Сибири — 2»?
— Да, можно привести аргумент, что нужны деньги для строительства «Силы Сибири — 2», но пока мы не видим никаких параметров. Когда проект будет согласован, мы увидим конкретную стоимость, тогда можно будет говорить о дополнительных возможностях. Я не очень понимаю, зачем сейчас государству при недополучении бюджета помогать компании.
Комментарии