Цыган из ЕС ждут на Украине

На модерации Отложенный

Виктор Янукович дал зеленый свет всем цыганам, которых ЕС давно и безуспешно пытается хоть куда-нибудь выдворить со своих территорий. Киев решил приютить всех тех, кого старая Европа, со всей своей толерантностью так и не смогла ассимилировать.

Событие это трудно назвать новостью. Соответствующий указ Янукович подписал еще 8 апреля этого года, но актуальность свою он начинает приобретать именно сейчас. Несколько дней назад цыганский (или как его принято называть в Европе — ромский) вопрос вновь с особой остротой встал на повестку дня. Министр внутренних дел Франции Манюэль Вальс призвал депортировать цыган из страны. По словам Вальса, этот народ «не может интегрироваться во Франции». На французского министра тут же набросились с резкой критикой в ООН и всевозможных правозащитных организациях. Зазвучали, правда, робко, даже призывы привлечь Вальса к суду. Особенно любопытно выглядит позиция другого французского чиновника — министра экономического оздоровления Арно Монтенбур. В отличие от правого Вальса, социалист Монтенбур заявил, что «теория, согласно которой какие-то люди или какие-то группы никогда не смогут интегрироваться, просто не выдерживает критики».

Стоит заметить, что "теория" может и не выдерживает критики, а вот "практика" свидетельствует совсем о другом. Цыгане, как минимум за несколько столетий, не только не смогли интегрироваться в европейских государствах, но и в нынешних реалиях не хотят этого делать. Их вполне устраивает система социальной защиты, в той или иной стране пребывания, которую они научились приспосабливать под свои нужды. Кочевой образ жизни, помноженный на нежелание регистрировать свое пребывание в стране, делают затруднительными не только их учет в гуманитарных целях, но и вопросы их добровольно-принудительного переселения.

Последняя волна массового проникновения цыган в старую Европу пошла с той поры, как в состав ЕС начали постепенно интегрировать страны Центральной и Восточной Европы. Десятки тысяч прибывших иждивенцев резко подняли кривые статистики правонарушений, среди которых, приписываемая цыганам страсть к конокрадству, вовсе не была главной проблемой. Мошенничество, воровство и наркоторговля стали прочно ассоциироваться с деятельностью цыганских группировок.

А между тем на государственном уровне романские диаспоры получали субсидирование, социальные компенсации на адаптацию и преференции в области образования. Разворот в обратную сторону произошел в 2010 году, когда, невзирая на шквал критики, бывший тогда президентом Франции Николя Саркози начал масштабную программу по возвращению цыган туда, откуда они приехали, и в первую очередь в Румынию и Косово.

Есть мнение, что именно эта деятельность стоила ему впоследствии места в Елисейском дворце. Пока Саркози принимал на себя основной удар правозащитников, за его спиной начали действовать и другие европейские страны.

Германия в том же 2010 объявила о начале программы по высылке свыше 50 тысяч косовских беженцев, среди которых около 15 тысяч цыган. Каждый шаг в этой процедуре был щедро оплачен Берлином. Высылаемый выезжал за бюджетные деньги, получал 750 евро сразу и по 400 евро на семью ежемесячно в течение двух лет после высылки. По некоторым данным пенсионные выплаты возвращенным цыганам из косовского бюджета тоже осуществляются сегодня из денег немецких налогоплательщиков. Одним из условий своей щедрости Берлин выдвинул требование о пожизненном запрете на въезд в страны ЕС для косовских албанцев. За Германией на подобные шаги пошли Австрия, Швейцария, Дания. Многие европейские государства, не декларируя своих желаний официально, тем не менее, создают всевозможные предпосылки, стимулирующие выезд цыган с их территории.

Теперь Украина может стать той землей обетованной, куда европейские чиновники будут с удовольствием покупать билеты для выезжающих цыганских семей. Согласно подписанному Януковичем документу, в стране должны быть созданы "надлежащие условия для защиты и интеграции в украинское общество представителей ромского национального меньшинства, обеспечение для них равных возможностей для участия в социально-экономической и культурной жизни государства". Программа рассчитана до 2020 года.

Вот только удержать, привыкших к кочевой жизни переселенцев будет не просто. Традиционно потребуется много денег. У Киева их нет. Накануне премьер-министр Николай Азаров попросил у ЕС денег на модернизацию экономики, для того, чтобы украинские товары в будущем соответствовали европейским требованиям и могли бы экспортироваться на Запад. В Брюсселе на просьбу Киева отреагировали молчанием, таким образом, давая понять, что Украина рассматривается ими в первую очередь, как рынок сбыта для европейских товаров, а вовсе не как еще один конкурент, которого, по мнению Азарова, ЕС должны выпестовать на собственные деньги. Похоже, Украине, еще окончательно не подписавшей проект соглашения с ЕС об ассоциативном участии и создании зоны свободной торговли, уже приходится вкушать плоды своей наивной очарованности европейскими стандартами.