"Что американцу здорово, то русскому карачун"

На модерации Отложенный

Министра финансов Антона Силуанова беспокоит, что работники некоторых бюджетных отраслей получают больше денег, чем зарабатывают. «Есть целый ряд бюджетных отраслей, которые имеют пониженное количество часов в рабочую неделю, тем не менее зарплата там все равно должна быть приравнена к средней по экономике», – говорит глава Минфина. А ведь в среднем по экономике граждане работают больше часов, но получают за разный труд поровну. Как здесь найти справедливость, задается вопросом министр. И сам же отвечает: нужно переходить на почасовую оплату труда: сколько потопаешь – столько и полопаешь. Незанятые работники не получат незаработанных денег, но работодатели не смогут увеличивать рабочий день без оплаты.

Министр труда Максим Топилин против. Хотя признает, что почасовая оплата труда – самая гибкая. Но Россия к ней еще не готова, утверждает министр. Потому что «никто не может дать гарантий неснижения количества рабочих часов со стороны работодателя». Тем более во времена кризисов.

Между тем депутаты Госдумы уже разработали поправки в Трудовой кодекс, в соответствии с которыми почасовая оплата труда в России не может быть ниже 100 рублей в час. Они исходят из рекомендаций Европейского комитета по социальным правам, где установлено, что к бедным относятся люди, получающие менее 50% от средней зарплаты по стране. По тем же рекомендациям минимальный размер помесячной оплаты труда (МРОТ) должен быть не ниже 60% от средней зарплаты. Но при почасовой оплате минимум может составлять 3 доллара в час.

В России все иначе. По оценке Росстата, средняя начисленная зарплата в стране составляет нынче 27,6 тысячи рублей, но черта бедности (прожиточный минимум) проходит на уровне 5153 рубля, а МРОТ составляет 5205 рублей. Если учесть, что среднее количество рабочих часов в месяц в 2013 году составит 164,17 часа, то почасовая оплата труда работника, получающего МРОТ, составит всего лишь 31,7 рубля. По нынешнему курсу – меньше одного доллара.

Именно поэтому законодатели пытаются хотя бы минимальную почасовую оплату труда установить в рамках общемировых норм (3 доллара в час). Хотя в большинстве европейских стран она выше: в Швеции – 41,9 евро, Германии – 31 евро, в Греции – 15,5 евро, в самой бедной Болгарии – 3,7 евро.

В США почасовая минималка держится на уровне 7 долларов, но в этом году почти в половине штатов ее повысили или намерены повысить. В 13 штатах, включая Нью-Йорк, Нью-Джерси и Гавайи, она уже составляет 8,5 доллара. Власти говорят, что пошли на такую меру «благодаря улучшению экономической ситуации, связанной с выходом из рецессии, и все более уверенному восстановлению позиций».

Экономисты прогнозируют, что нынешнее повышение будет способствовать росту местной экономики, ибо «малооплачиваемые работники будут тратить дополнительные средства там же, где и живут, чем поддержат свою промышленность, торговлю и сферу услуг».

Тем временем российское правительство решило пока не вмешиваться в споры двух министров о преимуществах или недостатках помесячной или почасовой оплаты труда. И пошло традиционным путем – одобрило законопроект об очередном повышении месячного МРОТ на 6,7%, то есть до 5554 рублей. Иначе говоря, на 352 рубля. Министр труда Максим Топилин утверждает, что эта мера «коснется положительно примерно 1,3 млн человек, из которых в бюджетной сфере занята половина». Тем самым министр признал: по его данным, в стране более миллиона человек получают меньше 6 тысяч рублей за полноценный рабочий месяц.

Сюда можно добавить, что за последние десять лет множество исследователей и журналистов безуспешно пытались найти хотя бы одного человека, реально живущего на такую зарплату. Несколько экспериментов, которые проводили добровольцы на себе, заканчивались полной неудачей (к счастью, без летальных исходов). Но ни в парламенте, ни в правительстве о повышении МРОТ до нормы, рекомендованной Европейским комитетом по социальным правам (60% от средней зарплаты по стране), пока и речи нет.

Министр финансов Антон Силуанов утверждает: виной тому установленная в стране счетная система, при которой «на этот показатель завязано очень много выплат». То есть загвоздка в не слишком сложной бухгалтерской операции: нужно все эти выплаты «отвязать» от МРОТ и привязать к какому-нибудь другому ориентиру – вплоть до стоимости пресловутого бигмака, по которой в мире считают даже уровень жизни в разных странах.

А МРОТу оставить его единственную функцию – показателя уровня оплаты труда, ниже которого нельзя опускаться стране, считающей себя хотя бы в меру цивилизованной и развитой (или развивающейся).

Впрочем, Антон Силуанов тоже говорит, что власть должна определиться с целями и задачами этого показателя (МРОТ) – «для социальной поддержки или для того, чтобы обязать бизнес платить зарплаты не меньше такого-то размера». Нам остается лишь понять, как долго еще наша власть будет «определяться». И позориться перед всем миром, выплачивая своим гражданам (1 млн 300 тысяч человек) официальную зарплату, на которую прожить невозможно: ни официально, ни реально.