"Ребята, платите и смотрите"

В Госдуме уже этой осенью планируют расширить действие антипиратского закона. Если сейчас он распространяется только на фильмы и сериалы, то в ближайшее время коснется также интернет-игр. Но вот распространять закон на книги и музыку в Думе пока не решаются. Депутаты боятся «обрушить суд».

«Мы сознательно сузили круг правообладателей, чтобы не завалить суды. На следующем этапе можно внести компьютерные игры и телепередачи, чтобы не обрушить совсем суд. Что касается книг и музыки, то к осени мы это сделать не успеем. И вопрос не в лоббистах, а в правообладателях. Мы забьем суды. Это будет цунами. Самое настоящее. Сначала стоит создать государственное агентство по надзору в сфере авторских прав, а потом принимать закон», - сказал сегодня на парламентских слушаниях в Госдуме Алексей Митрофанов, председатель думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Его опасения подтвердила председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. Она рассказал депутатам, что сразу после того, как Мосгорсуд удовлетворил первое заявление и заблокировал первый сайт с незаконным контентом, сайт самого Мосгорсуда попытались заблокировать хакеры. «Я мало разбираюсь в этих хакерских атаках, но, как оказалось, весь мир на меня обрушился, хакеры из 12 стран мира. И если бы не эти четыре приборчика, которые мне дали в аренду, у меня бы весь суд остановился. У меня этим занимается один Тузиков, даже не полкан. Он получает 19 тысяч рублей, и больше у меня никого нет», - пыталась на пальцах объяснить последствия принятия антипиратского закона для Мосгорсуда Ольга Егорова. По ее словам, «всей этой махиной по электронному правосудию просто некому заниматься».

И потребовала от депутатов выделить ей 100 млн рублей. «Мне нужны деньги на обслуживание, на создание программ. На дополнительных людей. Это невозможно сделать силами одного человека. Поэтому, когда будете принимать следующий закон, помогите нам с финансовой стороной. Я уже обратилась к Владимиру Владимировичу, но вы же знаете, что у нашего министра финансов и снега зимой не выпросишь. Пишите свои законы. Дайте нам только денег. Это же всего 100 миллионов. И все будут довольны. И все решения принимаются понятные и читаемые», - перечисляла все свои беды Егорова.

Впрочем, зачем ей понадобилась такая большая сумма, так и осталось непонятным. Ведь за полтора месяца действия антипиратского закона в Мосгорсуд поступило только лишь 56 жалоб. При этом большинство заявителей на нарушение антипиратского закона в интернете самим интернетом, по ее словам, вообще не умеют пользоваться. И по старинке подают заявления в суд через курьера, вместо того чтобы заполнить жалобу на незаконный контент на сайте Мосгорсуда. «Оказывается, люди, которые хотели написать исковое заявление, просто не умели пользоваться компьютером. Мы столько денег вложили, а они даже не знают, что такое электронная подпись и как заполнить электронную форму. Поэтому первые два заявления нам поступили с курьером.

Так, из 56 заявлений только пять поступило по электронной почте. Проблем с рассмотрением этих дел у нас нет», - добавила Егорова и еще раз попросила у депутатов денег.

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин попытался успокоить главную судью Москвы. «Правильно, что вы решили пожаловаться на недостаток денег. Это как раз то место, где жаловаться надо. Так как парламент то место, где принимается и обсуждается бюджет», - сказал он примиряюще. «Если вы там впишите, то мне не придется просить деньги», - нажимала на него Егорова. «Спасибо вам и отдельное спасибо Тузикову», - перебил ее Нарышкин и передал слово другому выступающему.

Им оказался музыкальный продюсер и композитор Игорь Матвиенко. Решение депутатов отсрочить распространение антипиратского закона на музыку его неприятно огорчило. «В кино, видно, более сильное лобби, у Михалкова и Бондарчука, а в музыке, видно, не хватило у нас сил додавить. И я очень надеюсь, что про музыку не забудут. Так как музыки скачивается больше, чем смотрится кино», - пытался пролоббировать интересы своей индустрии Матвиенко. Он говорил тихим голосом, медленно, обдумывая каждое слово. При этом Матвиенко, несмотря на присутствие в зале представителей Роскомнадзора и Мосгорсуда, не постыдился признаться, что его дети по-прежнему скачивают пиратское видео, да еще и «с удовольствием». «У меня дети пользуются интернетом и с удовольствием смотрят пиратские фильмы на сайте "ВКонтакте". Там ежедневно создаются новые группы, и пока недостаточно работает механизм, чтобы это остановить. Но пока есть позитивный тренд», - попытался музыкант обратить внимание представителей надзирающих органов на те сайты, с которыми им еще не удалось разобраться.

Однако самым неожиданным было выступление режиссера и коммуниста Владимира Бортко. Дело в том, что только в августе члены его фракции внесли в Госдуму законопроект об отмене антипиратского закона. Коммунисты сделали это после того, как интернет-пользователи собрали 100 тысяч подписей с просьбой об отмене этого закона на сайте «Российская общественная инициатива».

Но собственный корыстный интерес у режиссера, похоже, взял вверх над партийной дисциплиной. «Доход пиратов - 4-5 млрд рублей в год. И хотя кто-то собрал 100 тысяч подписей за отмену этого закона, я вижу, что он работает и начал приносить пользу. И его противникам я хочу сказать: "Ребята, платите и смотрите". Если я снимаю кино, я хочу получить деньги», - чеканя слова, обращался к журналистам Бортко. После чего решительно вышел из зала. Направился убеждать своих коллег из фракции КПРФ поддержать закон, ведь продюсерам тоже нужно возвращать деньги тем, кто профинансировал их фильм. В том числе и государству.

Вслед за ним из зала вышел и Матвиенко. Он, видимо, трезво оценил свои лоббистские способности и решил во всем положиться на депутатов Госдумы, которые пока еще полностью не отказались от идеи распространить действие закона и на музыку.