Эволюционируют ли игры?
Сильно ли за прошедшие десятилетия изменилась игровая индустрия? Есть ли принципиальные перемены не на поверхностном, а на концептуальном уровне?..
Когда вы оглядываетесь назад и вспоминаете о развитии игр, бросается ли вам в глаза нечто основополагающее, глубинное? Не взлетевшая графика, а основные вещи — то, как игры играются, как мы к ним относимся, в чём игры преуспели, с чем всё ещё борются?.. Мы часто говорим, что игры существуют между революцией и эволюцией, и отчасти это верно. Так, крупные сдвиги нередко вызваны появлением новой технологии, которая расширяет наш контроль или доступ к играм...
...А некоторые рассматривают игры с точки зрения платформ: ПК и консолей, Facebook и телефонов. Сейчас такой прогресс заметен особенно. Быть может, следующим революционным шагом станут микроконсоли, которые полностью изменят рынок развлечений?
Ну а эволюция — это процесс внедрения дополнительных функций и мелких шагов. Это середина жизненного цикла консолей, неторопливого укоренения франшиз и спокойного изменения жанров. Grand Theft Auto III и Grand Theft Auto V — это, конечно, эволюция. Как и FIFA 94 с FIFA 2013. Если же говорить о долгосрочной перспективе, то мы приближаемся к этакому «зениту», когда игры станут ещё больше, выйдут за пределы современных жанров. Они начинают расцениваться как некое культурное явление, одновременно они заимствуют многое у Голливуда и даже конкурируют с ним, «делая» пассивное искусство на одной только интерактивности.
Такова 20-летняя история индустрии. Благостная и обещающая.
И вся она — ложь. Игры не развиваются. Они такие, какие они есть: весёлые интерактивные движки. Они так и не вписались во временнýю шкалу, они никуда не движутся. Просто делают то, что положено: развлекают на несколько часов. А люди просто играют в них — или нет, безуспешно пытаются найти в них «смысл», становятся зависимыми от них. Так было всегда и всегда будет, но это не эволюция. А о революции и говорить смешно.
Рассмотрите миллионы (или около того) примеров, появившихся после изобретения видеоигр, и вы заметите много общего. Обычно вы вовлекаетесь в решение логистических задач, головоломок или заданий на навыки и пытаетесь выиграть.
Занимаясь этим, вы никак не можете избавиться от ощущения бесконечно повторяемых историй. Игровой «сюжет» вечно немного не такой, хотя нам постоянно обещают, что уж через год-то в очередном продолжении «всё изменится». Моделирование всегда готово прорвать грань между симуляцией и реальностью, но игроки, похоже, довольствуются простой «войнушкой», как в детстве. Нам хочется стоять на пороге художественной революции, а вместо этого всё внимание приковывается к чему-то подобному Dota 2.
Ну а что же сам процесс? Это может быть не до конца понятно (некоторым, некоторым!), но факт не вызывает сомнений: любая игровая ситуация рождает одинаковую мозговую реакцию. Да, задействуются разные участки мозга и в разной степени, но «удовольствие от» одинаково. Те же самые нейроны, что ведут вас на победу с сортировочной проблемой в тетрисе, включаются и в момент прохождения The Last Of Us, игры с совершенно иной динамикой.
И всё упирается в «веселье» (или удовольствие, как угодно). Если его нет — нет и игры. Нельзя сказать, хорошо это или плохо: примите как данность. Игры имеют ограничения, как музыка, театр и пр. В этом и выражается значение «формы». Есть границы и реалии, с которыми должны работать авторы; это означает, что некоторые вещи просто не действуют, девелоперы не могут выйти за определённые рамки.
За эти двадцать лет не менялось и восприятие, вы не находите? Ранний опыт, рождённый доисторическими играми, равен нынешнему. Вы начали с DOOM? И что, не замечали, что ничего не изменилось? Нет, конечно, время от времени мы, наверное, «думали» в несколько ином направлении, уделяя больше внимания «погружению» в игровой мир или самому процессу... За прошедшие годы родились своего рода заповеди дизайна. Некоторые с этим боролись, некоторые полагали, что это естественный процесс становления индустрии...
Ничего. Не. Изменилось. За. Прошедшие. Десятилетия. Ничего!
И если индустрия хочет когда-нибудь стать чем-то другим, ей придётся сбежать из своего добровольного узилища. Порвать шаблон. Выйти за рамки. Только так лет через двадцать мы, возможно, увидим первые игровые произведения искусства...
Подготовлено по материалам EDGE.
Комментарии
Первая игра - повторение того, что дитя видит вокруг себя. Если уличные котята не будут бегать друг за другом, прятаться и нападать, вероятнее всего их ждет голодная смерть, ибо не способны будут они поймать мышь... Если ребенок не будет в песочнице пускать сквозь пальчики струйки песка (etc), последствия в виде умственной неполноценности в будущем - гарантированы. Так, что сомневаться в бесполезности игр - пустое.
Правда, если раньше в песочнице копались лопаткой, нынешние дети всё чаще используют для этой цели сотовые телефоны (говорят, лучше всего подходят "раскладушки").
К чему я это все? - игры - это отражение действительности в "кривом" зеркале нашего восприятия. Они ЭВОЛЮЦИОНИРУЮТ вместе с теми, кто в них играет.
Представьте, какая это тренировка для мозгов - одновременно: по сети играть в преферанс $10 за вист, пока коллеги думают - мочиться в Counter strike и при этом адекватно отвечать на вопросы ежеминутно туда-сюда снующего начальства